Get Adobe Flash player

 

скачать инструктивно-методические письма

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

 

_____________К.С. Фарино

«___»_____________2012 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

 

«О преподавании учебного предмета «География»

в 2012/2013 учебном году»

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующего вида, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.), на изучение учебного предмета «География» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:

 

Класс

VI

VII

VIII

IX

X

XI

К-во часов в неделю

1

1

2

1

2

1

 

Типовым учебным планом вечерней школы (очная форма получения образования) на изучение учебного предмета «География» отводится по 1 учебному часу в учебную неделю в каждом из X–XII классов.

В своей педагогической деятельности учителя географии руководствуются:

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2012);

примерным календарно-тематическим планированием «География, VI–XI классы, 2012/2013 учебный год» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2012);

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «География», определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования;

 

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V–VI классах за 2 часа, VII–VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики   Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).

Информируем, что указанные выше учебно-программная документация, технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайтах Министерства образования (edu.gov.by) и Национального института образования (www.adu.by).

Учащиеся, при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.

Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса, собеседования с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения опроса, самостоятельных работ, собеседования, защиты рефератов, тестирования и других способов контроля. Контрольные работы по учебному предмету «География» не проводятся;

Итоговая аттестация по учебному предмету «География» по завершении обучения и воспитания на II ступени выражается в выставлении отметки за год с учетом результатов промежуточной аттестации и динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года; на III ступени общего среднего образования – в выставлении итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по учебному предмету). Выпускной экзамен по географии (по выбору учащегося) в 2012/2013 учебном году будет проводиться в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

В помощь учителям географии готовятся к изданию контрольно-измерительные материалы. Предлагаемые авторами контрольно-измерительные материалы рекомендуется использовать при организации самостоятельной работы учащихся, осуществлении тематического контроля, а также для получения сведений об исходном уровне знаний иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно проживающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Также контрольно-измерительные материалы можно использовать при проведении аттестации учащихся, осваивающих географию индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем учителям географии:

уделять внимание на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях полноценному восприятию обучаемыми учебного текста, осмыслению и пониманию логики изучаемого;

учить работать с книгой, электронными и иными источниками информации, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать источники информации по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с источниками информации, составлять тезисы, конспекты и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией географии, обращая особенное внимание на правильность и точность определений географических терминов и понятий;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения всех видов обучающих и практических работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома учащемуся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. Разрешается использовать тетради на печатной основе, но их применение не является обязательным. В тетрадях для обучающих работ учащиеся могут  выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного и тематического контроля.

К обучающим работам по географии, которые проводятся в письменной форме, относятся задания, в т.ч. тестовые и с использованием настенных карт, атласов, контурных карт, практические работы, задачи, составление планов-конспектов, опорных схем, таблиц, диаграмм, схем, оформление отчетов о результатах наблюдений, экскурсий.

Надпись на обложке тетради должна содержать информацию о классе (римскими или арабскими цифрами), предназначении тетради (для работ по географии), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

 

 

Например:

 

 

Тетрадь

 

Сшытак

 

 

для работ по географии

для работ

 

 

учащегося 6 «Б» класса

па геаграфіі

 

 

гимназии № 71 г. Гомеля

вучня 8 «А» класа

 

 

Петрова Виталия

сярэдняй школы № 2

 

 

 

г. Наваполацка

 

 

 

Фёдарава Аляксандра

 

 

 

Тетрадь

 

 

Сшытак

для работ по географии

для работ

учащейся X «А» класса

па геаграфіі

лицея № 1 г. Могилева

вучаніцы VIII ”А“ класа

Дроздовой Светланы

Засульскай сярэдняй

школы

 

Фёдаравай Аляксандры





 

По усмотрению учителя с внешней стороны страницы рабочей тетради могут отводится поля, если они используются для рабочих пометок. Дата выполнения всех видов обучающих и практических работ записывается цифрами на внешней стороне страницы (на поле тетради, если они отводятся).

Например:

01.09.2012

При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой записана дата. При выполнении практических работ после слов «Практическая работа» записывается ее номер и тема.

Например:

Практическая работа № 1                              02.09.2012

”Ориентирование на местности. Определение азимутов

и направлений по заданным азимутам с помощью компаса“

Слова «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ записываются на той же строке, на которой записана дата выполнения соответствующей работы.

При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков, схем и заданий на контурной карте учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши.

Итоговые (обозначенные в учебной программе звёздочкой) практические работы проверяются к следующему учебному занятию (при большом количестве тетрадей – через один-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки выставляются в классный журнал и дневники учащихся.

Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося VI–ХІ классов не менее одного раза в месяц.

При проверке обучающих и практических работ учитель зачёркивает ошибку, записывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

В классном журнале тема учебных занятий, вид работы могут записываться в две строки в отведенной для этого строке. Точка не ставится после названия темы, вида работы. При записе темы, вида работы допускается сокращение слов в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. В строках графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается тема или тема и вид работы, а в графе «Дамашняе заданне» – номер параграфа учебного пособия, номера вопросов и заданий с указанием страницы, на которой они размещены в учебном пособии или в контурной карте. Например:

 

Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне

Геаграфічная абалонка

§2, пытанні 1–3, старонка 13 (або §2, пыт. 1–3, ст. 13)

Практычная работа №1”Аналіз геаграфічнага  праяўлення шыротнай занальнасці па тэматычных картах“ (або Пр. раб. № 1 ”Аналіз геаграфічнага праяўлення шыротнай занальнасці па тэматычных картах“)

Паўтарэнне. §11 - 12

 

Праблемы захавання прыроднай разнастайнасці на Зямлі

§13. Паўтарэнне. Пытанні 1 - 7, старонка 45 (або §13. Паўтарэнне. Пыт. 1 - 7, ст. 45)

 

Падагульняючае паўтарэнне, самастойная работа ”Агульныя заканамернасці прыроды Зямлі“ (або Падаг. паўт., сам. раб. ”Агульныя заканамернасці прыроды Зямлі“)

 

Паказчыкі ўзроўню сацыяльна-эканамічнага развіцця краін. Практычная работа № 2* ”Аналіз статыстычных дадзеных, пабудова графікаў і дыяграм“ (або Паказчыкі ўзроўню сацыяльна-эканамічнага развіцця краін. Пр. раб. № 2*)

§21, пытанні 1, 2, старонка 70 (або §21, пыт. 1, 2, ст. 70)

 

Падагульняючае паўтарэнне, апытванне (або тэсціраванне, абарона рэфератаў і інш.) ”Сучаснае насельніцтва свету і яго гаспадарчая дзейнасць“ (або Падаг. паўт., апытванне ”Сучаснае насельн. свету і яго гасп. дзейнасць“)

 

(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на белорусском языке или языке национального меньшинства)

 

Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне

Географическая оболочка  

§2, вопросы 1–3, страница 13

(или §2 вопр. 1–3, стр. 13)

 

Практическая работа №1 ”Анализ географического проявления широтной зональности по тематическим картам“ (или Пр. раб. № 1 ”Анализ географического проявления широтной зональности по тематическим картам“)

Повторение. §11 - 12

 

Проблемы сохранения природного разнообразия на Земле

§13. Повторение. Вопросы 1 - 7, страница 45 (или §13. Повторение. Вопр. 1 – 7, стр. 45)

 

Обобщающее повторение, самостоятельная работа ”Общие закономерности природы Земли“ (или Обобщ. повтор., сам. раб. ”Общие закономерности природы Земли“)

 

Показатели уровня социально-экономического развития стран. Практическая работа №2* ”Анализ статистических данных, построение графиков и диаграмм“ (или Показатели уровня социально-экономического развития стран. Пр. раб. №2*)

§21, вопросы 1, 2, страница 70 (или §21, вопр. 1, 2, стр. 70)

 

Обобщающее повторение, опрос (или тестирование, защита рефератов и др.) ”Современное население мира и его хозяйственная деятельность“ (или Обобщ. повтор., опрос ”Современное насел. мира и его хоз. деятельность“)

 

(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на русском языке или языке национального меньшинства)

 

В соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации в учебных изданиях 2010, 2011, 2012 годов выпуска изменилось правописание на белорусском языке следующих слов:

 

Некоторые изменения

Правила орфографии

1959 г.

Правила орфографии

2008 г. 

В словах иностранного происхождения на конце слов после гласных не под ударением вместо о пишется а

Токіо

Антарыо

Рыо-дэ-Жанейра

Сан-Антонио 

Токіа

Антарыа

Рыа-дэ-Жанэйра

Сан-Антониа 

В словах  иностранного происхождения безударные финали  -эр-, -эль передаются как -ар, -аль. Однако в собственных существительных написание -эр-, -эль сохраняется

кратэр

фарватэр

бартэр

барэль

камп’ютэр

 

кратар, фарватар

бартар

бараль

камп’ютар

Але: Одэр, Юпітэр

В числительных в первом слоге перед ударением пишется я (соответственно и произносится)

дзевяты,

дзесяты, семнаццаць, васемнаццаць, пяцьдзесят

дзявяты, дзясяты, сямнаццаць, васямнаццаць, пяцьдзясят

В прилагательных, образованных от географических названий китайского происхождения, после н перед суффиксом ск мягкий знак не пишется

цянь-шаньскі

чань-чуньскі

цянь-шанскі

чань-чунскі

Звуковое соединение согласного [й] с гласными в словах иностранного происхождения передаётся йотированными гласными 

Нью-Йорк

Йашкар-Ала

Йаганесбург

Йемен

Нью-Ёрк

Iашкар-Ала

Iаганесбург

Емен

Але: Іаркшыр, Іакагама

На конце слов иностранного происхождения, а также собственных имён и географических названий после согласных, кроме л, к,

пишется э

Душанбе

рэзюме

Сан-Хасе

Сан-Таме

Туапсе

Зимбабве

 

Душанбэ

рэзюмэ

Сан-Хасэ

Сан-Тамэ

Туапсэ

Зимбабвэ

Але: камюнiке

Буквы э, е в словах иностранного происхождения после губных согласных, а также после з, с, н пишутся согласно литературному произношению

тунель

iнтэрнет

тунэль

iнтэрнэт

 

 

В конце слов иностранного происхождения безударное у не переходит в ў.

 

Пишется ў

Каратау

 

 

 

фауна

ноутбук

Каратау

 

 

 

фаўна

ноўтбук

Большинство глаголов иностранного происхождения применяется с суффиксом –ава- (-ява-)

прагназiраваць

функцыянiраваць

дыферэнцыраваць

прагназаваць

функцыянаваць

дыферэнцаваць

 

Обращаем внимание, что в 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся.

VI класс:

учебные пособия:

«Начальный курс географии» / “Пачатковы курс географіі” для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов И.П. Галая, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай (Минск: Народная асвета, 2010).

«Атлас. Начальный курс географии» / “Атлас. Пачатковы курс географіі” для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. Начальный курс географии, 6 класс» авторов И.П. Галая, И.Н. Гавриленко, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

VII класс:

учебные пособия:

«Начальный курс географии» / “Пачатковы курс географіі” для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов З.Я. Андриевской И.П. Галая (Минск: Издательский центр БГУ, 2011);

«Атлас. Начальный курс географии» / “Атлас. Пачатковы курс географіі” для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. Начальный курс географии, 7 класс» авторов И.П. Галая, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

VIII класс:

учебные пособия:

«География материков и стран» / “Геаграфія мацерыкоў і краін” для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А. Зыль, П.С. Лопуха, Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: Народная асвета, 2009);

«Атлас. География материков и стран» / “Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін” для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. География материков и стран, 8 класс» авторов П.С. Лопуха, Е.А. Зыль, Л.Н. Тетерко (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

IX класс:

учебные пособия:

«География материков и стран» / “Геаграфія мацерыкоў і краін” для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под ред. Н.В. Науменко (Минск: Народная асвета, 2011);

«Атлас. География материков и стран» / “Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін” для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. География материков и стран, 9 класс» авторов П.С. Лопуха, Г.З. Озема (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

X класс:

учебные пособия:

«География Беларуси» / “Геаграфія Беларусі” для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова, (Минск: Народная асвета, 2012);

«Атлас. География Беларуси»    / “Атлас. Геаграфія Беларусі” для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / научный руководитель Р.А. Жмойдяк (Минск: РУП «Белкартография», 2009).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. География Беларуси, 10 класс» / “Контурныя карты. Геаграфія Беларусі, 10 клас” авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова (Минск: РУП «Белкартография», 2009, 2010, 2011, 2012).

XI класс:

учебные пособия:

«Общая география» / “Агульная геаграфія” для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Б.Н. Крайко, Е.Н. Мешечко, П.И. Рогача (Минск: Народная асвета, 2009);

«Атлас. Общая география» / “Атлас. Агульная геаграфія” для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Т.А. Федорцовой (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011).

пособия для учащихся:

«Контурные карты. Общая география. 11 класс» авторов Г.З. Озема, А.Н. Шавеля (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

 

Для изучения учебного предмета «География» на повышенном уровне на факультативных занятиях изданы следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей):

VI-VII классы:

«Путешествия по географической карте» авторов О.В. Кадацкой, Г.З. Озема, О.В. Сарычевой, А.Н. Шавеля (Минск: Аверсэв, 2011, 2012);

VIII класс:

«По странам и континентам» авторов Е.А. Зыль, О.П. Рабушко (Минск: Аверсэв, 2011, 2012);

IX класс:

«Евразия – материк контрастов» авторов Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи (Минск: Аверсэв, 2011, 2012);

X класс

«Земля белорусская» автора П.С. Лопуха (Минск: Аверсэв, 2011, 2012);

XI класс

«География и современность» авторов П.С. Лопуха, Ю.А. Гледко, (Минск: Аверсэв, 2011, 2012).

 

Наряду с указанными выше учебно-методическими комплексами используются и другие учебные программы факультативных занятий, размещенные на сайте Национального института образования и опубликованные в сборнике «Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению» (Минск: Национальный институт образования, 2009):

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного предмета «География» в 2012/2013 учебном году;

учебные издания и учебно-методическая документация по географии, используемая в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году;

особенности организации обучения и воспитания в учреждении общего среднего образования в 2012/2013 учебном году с учётом анализа результатов обучения и воспитания в районе за 2011/2012 учебный год;

особенности организации образовательного процесса по географии в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания в соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации;

содержание работы методических объединений учителей географии в 2012/2013 учебном году.

На заседаниях методических объединений учителей географии рекомендуется обсудить следующие актуальные вопросы:

основные подходы к преподаванию географии в учреждении общего среднего образования при реализации образовательных программ базового и среднего образования;

проектирование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий;

реализация на практике деятельностного подхода к организации процесса обучения;

средства коррекции и предупреждения типичных ошибок и затруднений  при изучении географии;

формирование общеучебных умений и навыков, познавательной деятельности учащихся на учебных и факультативных занятиях по географии;

оптимизация форм и методов организации образовательного процесса при формировании географических понятий и картографической грамотности с учётом познавательных возможностей учащихся;

роль контрольно-оценочной деятельности в повышении качества образования по учебному предмету;

эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения и информационных технологий;

реализация принципа интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла при организации образовательного процесса по географии;

подготовка учащихся к республиканской олимпиаде, конкурсам исследовательских работ и научно-практическим конференциям;

формирование информационно-коммуникативных умений;

реализация краеведческого подхода при обучении географии (методика организации наблюдений за погодой и изменениями состояния природных и хозяйственных объектов своей местности; методика изучения природного комплекса своей местности и определение экологических проблем).

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение:

повышения квалификации:

«Методики полевых научных исследований и их применений в школьной практике» на платной основе (27.08.2012 – 30.08 2012); для методистов ИРО, учителей географии школ, лицеев, гимназий, колледжей, учебно-педагогических комплексов.

«Управление познавательной деятельностью учащихся в образовательном процессе по географии» (29.10.12 – 10.11.12); для методистов ИРО, руководителей районных (городских) методических формирований, педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей географии.

«Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса» (11.02.2013 – 23.02.2013); для учителей географии лицеев, школ, гимназий, учебно-педагогических комплексов;

проведение семинаров:

  1. «Организация учебных исследований на уроках географии», для участников республиканской творческой группы учителей географии; август, 2012;
  2. «Контрольно-оценочная деятельность на уроках географии», для методистов ИРО, руководителей районных (городских) методических формирований учителей географии (сентябрь, 2012);
  3. «Деятельность учреждений дополнительного образования  взрослых по организации методической работы с учителями географии», для методистов ИРО, руководителей районных методических объединений: май, 2013.

Приводим перечни учебных изданий, электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе, а также статей научно-методического журнала «Географія: праблемы выкладання», материалы которых актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на учебных и факультативных занятиях и во внеклассной работе).

 

Перечень учебных изданий:

 

Наименование учебных изданий

Издательство, год издания

VI класс, пособия для учащихся

Начальный курс географии. 6 класс. Рабочая тетрадь И.П. Галай, Е.И. Галай

Минск: Аверсэв, 2012

Начальный курс географии. 6 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий.

А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

VI класс, учебные издания для учителей

Начальный курс географии в 6 классе

В.В. Пикулик

Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011

VII класс, пособия для учащихся

Начальный курс географии. 7 класс. Рабочая тетрадь И.П. Галай, Е.И. Галай

Минск: Аверсэв, 2012

Начальный курс географии. 7 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий

А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

VII класс, учебные издания для учителей

Уроки географии в 7 классе/

Ж.М. Якубович; под ред. И.П. Галая

Минск: Народная асвета, 2012

VIII класс, пособия для учащихся

География материков и стран. 8 класс. Рабочая тетрадь Е.А. Зыль

Минск: Аверсэв, 2012

География материков и стран. 8 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий

А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

VIII класс, учебные издания для учителей

География материков и стран в 8 классе

Е.А. Зыль, П..С. Лопух, Н.В. Науменко, Н.Л. Стреха

Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011

IX класс, пособия для учащихся

География материков и стран. 9 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий

А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

IX класс, учебные издания для учителей

География материков и стран в 9 классе

Н.Л. Стреха, Н.В. Науменко

Минск: Народная асвета, 2012

 

X класс, пособия для учащихся

География Беларуси. 10 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий

А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич.

 

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

X класс, учебные издания для учителей

География Беларуси в 10 классе

И.Н. Шарухо, Т.Н. Илькевич.

 

Минск: Народная асвета, 2008

XI класс, пособия для учащихся

Общая география. 11 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий

А.Н. Витченко Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич

Минск: Аверсэв, 2011, 2012

XI класс, учебные издания для учителей

Общая география в 11 класс

В.Л. Белая, В.А. Круцько, Ю.М. Метельский,

О.В. Сарычева

Минск: Издательский центр БГУ, 2010

 

Перечень электронных программных продуктов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:

 

Начальный курс географии. 6 – 7 классы

Республика Беларусь /МедиуМ, 2007

География. 8 – 9 классы. География материков и стран

Республика Беларусь /ИНИС-СОФТ, 2011

Физическая география Беларуси. 10 класс

 

Республика Беларусь /ИНИС-СОФТ, 2008

Фiзiчная геаграфiя Беларусi. 10 клас

Республика Беларусь /ИНИС-СОФТ, 2009

Названные программные продукты разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь

Перечень учебных настенных географических карт, подготовленных к изданию РУП «Белкартография» в 2012 году:

Республики Беларусь: «Республика Беларусь. Промышленность», «Республика Беларусь. Сельское хозяйство», «Минская область. Экономическая карта», «Гомельская область. Экономическая карта», «Брестская область. Экономическая карта», «Гродненская область. Экономическая карта», «Могилевская область. Экономическая карта», «Витебская область. Экономическая карта» и др.;

материков и крупных регионов: «Северная Америка. Политическая карта»; «Южная Америка. Политическая карта»; «Африка. Политическая карта» и др.;

мировые: «Политическая карта мира», «Урбанизация и плотность населения мира» и др.

Перечень учебных карт и атласов, изданных РУП «Белкартография» в 2002 – 2011 годах, размещен на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Геаграфія: праблемы выкладання»:

Актуальные вопросы содержания географического образования

VI - VII классы

  1. Беганский А.В. Средства дистанционного зондирования атмосферы. 2009. – № 2.
    1. Галай И.П. Образование гор. – 2009. – № 2.
    2. Гледко Ю.А., Логинова Е.В. Землетрясения Земли и их влияние на географическую оболочку. – 2010. – № 6.
    3. Лопух П.С., Романкевич А.П. Понятие о современных методах определения географических координат с помощью спутниковых систем. – 2009. – № 6.
    4. Каўрыга П.А. Клiматаўтваральныя працэсы i геаграфiчныя фактары клiмату. – 2010. – № 1.
    5. Молодова Л.П. Значение почв, их сокращение и изменение под влиянием антропогенных воздействий. - 2009. - № 6.
      1. Тайны коралловых рифов. – 2009. – № 5.

VIII - IX классы

  1. Авчинников А.Б., Авчинников И.Л. Атомная энергетика Украины: реальность и перспективы. – 2012. – № 1.
  2. Авчинников А.Б., Емельяненко Е.В. Энергетическая безопасность стран Балтии. – 2010. – № 6.
  3. Науменко Н.В., Стреха Н.Л. Дополнительный программный материал по курсу «География материков и стран». – 2010. – № 3, 5, 6.
    1. Озем Г.З., Шавель А.Н. Государства Балтии. – 2009. – № 5.
    2. Тайны коралловых рифов. – 2009. – № 5.

X класс

  1. Андриевская З.Я., Некриш В.В. Машиностроительный комплекс Республики Беларусь. – 2009. – № 5.
  2. Багдашыч А.Я. i iнш. Аб некаторых асаблiвасцях геаграфiчнага вывучэння якасцi жыцця насельнiцтва Рэспублiкi Беларусь. – 2010. – № 1.
  3. Лопух П.С. и др. Географические аспекты развития атомной энергетики в Беларуси. – 2010. – № 2.
  4. Ридевский Г.В. Новейшие изменения в методологии статистического учёта в Республике Беларусь, которые необходимо знать учителю географии.– 2011. – № 6.
  5. Сасноўскi В.М. Сацыяльна-эканамiчныя партрэты раёнаў Беларусi. – 2008. – № 2–6; 2009. № 1.
  6. Сасноускі В.М., Цімошак С.Л. Аб неабходнасці і асаблівасцях методыкі правядзення інтэгральнай ацэнкі ўзроўню сацыяльна-эканамічнага развіцця адміністрацыйных раёнаў Рэспублікі Беларусь. – 2009. – № 5.
  7. Сасноўскi В.М. Аб укараненні ў статыстычную практыку Акульнадзяржаўнага класіфікатара відаў эканамічнай дзейнасці і неабходнасці ўліку гэтага пры выкладанні геаграфіі. – 2012. – № 1.
  8. Смоляков Г.С. Проблемы развития средних городов Беларуси. – 2010. – № 1.
  9. Шуканова З.Н. и др. Перспективы развития альтернативной энергетики в Республике Беларусь. – 2011. – № 2.

Журнал «Народная асвета»

Парфенцова Е.В. Международные культурные связи Республики Беларусь. – 2009. – № 1.

XI класс

  1. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Чёрная металлургия мира. – 2010. – № 3.
  2. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Цветная металлургия мира. - 2010. - № 5.
  3. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Энергетические ресурсы мира. – 2009. – № 2, 6.
  4. Андриевская З.Я., Потаева Г.Р. Автомобилестроение мира. – 2011. – № 2.

5. Белковская Н.Г. и др. Географические аспекты продовольственной проблемы. – 2010. – № 6.

  1. Галай Е.И. Лесные ресурсы мира, их использование и охрана. - 2009. – № 5, 6.

7. Молодова Л.П. Воздействие сельского хозяйства на природную среду и современные тенденции экологизации отрасли на основе новых достижений биотехнологии. – 2010. – № 5.

8. Молодова Л.П. Значение почв, их сокращение и изменение под влиянием антропогенных воздействий. – 2009. – № 6.

9. Шуканова З.Н., Чернова И.В. Современные тенденции развития мирового зернового хозяйства. – 2009. – № 6.

10. Шуканова З.Н., И.В.Чернова. Динамика территориальной структуры мировой цветной металлургии. – 2009. – № 3.

VI - XI классы

  1. Аношко В.С., Крайко Б.Н. Учебный процесс как основа современной образовательной системы. – 2012. – № 2.
  2. Андриевская З.Я., Потаева Г.Р. Электротехника и электроника. – 2012. – № 2.
  3. Зарубов А.И., Ганущенко Н.Н. Рекомендации для подготовки учащихся к республиканским и международным олимпиадам по географии. – 2010. – № 6.
  4. Зарубов А.И., Ганущенко Н.Н. 5-я международная олимпиада наук о Земле: специфика и анализ заданий. – 2012. – № 1.
  5. Белая В.Л. Картографическая подготовка школьников – прерогатива географии. – 2010. – № 6.
  6. Бондарь Е.В. Формы и методы работы со средствами информационных технологий на уроках географии. – 2009. – № 6.
  7. Каўрыга П.А. Магчымасці беларускага  спадарожніка ў вызначэнні прыродных рэсурсаў і прагнозу стыхійных бедстваў. – 2012. – № 1.
  8. Клебанович Н.В. Использование задач при преподавании географии. – 2009. – № 3, 4; 2010. – № 1, 2, 3, 5, 6; 2011. – № 1, 2.
  9. Климович А.В., Кухарчик Ю.В. Географическая номенклатура. – 2009. – № 6.

10. Красновская В.А. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении. – 2010. – № 2.

11. Сикорский А.Н. Государственная символика и география. – 2011. – № 1.

12. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе. – 2009. – № 5.

13. Федоринчик Р.Г. Топонимическая составляющая содержания школьного географического образования. – 2011. – № 1.

 

Из опыта работы

VI - VII классы

  1. Абагульняючае паўтарэнне по тэме “Гідрасфера. Сусветны акіян”, 6 клас.– 2011. – № 5.
  2. Бурак Н.Л. План-канспект урока па геаграфii ў 6 класе «Геаграфiчныя каардынаты». – 2010. – № 2.
  3. Бутич В.И. Равнинные и горные реки (6 класс).– 2011. – № 6.
  4. Кисляк И.В., Пичугина И.Н. Творческие, исследовательские задания и вопросы по начальному курсу географии. – 2010. – № 3.
  5. Климович А.В., Масюкова  Е.О. Интегрированный урок по географии и физике. – 2012. – № 2.
  6. Мануленко Р.Н. Атмосферное давление. Ветер. – 2011. – № 4.
  7. Мяцельскi Ю.М. Урок па тэме «Вялiкiя геаграфiчныя адкрыццi». – 2010. – № 5.
  8. Несцер В.У. Урок па тэме «Энергетыка. Палiўная прамысловасць (нафтавая, газавая, вугальная)». 7 клас. – 2010. – № 1.
  9. Хомочкина С.В. Типология стран. Урок географии в 7 классе.– 2011. – № 5.

10. Шевчук Т.Н. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. – 2011. – № 4.

VIII - IX классы

  1. Бородич Т.С. Здоровьесбережение на уроке географии. – 2012. – № 1.
  2. Воронич Н.Е. Антарктида.– 2011. – № 6.
  3. Галубовiч А.В. Урок па курсе «Геаграфiя мацерыкоў i акiянаў». – 2011. – № 1.
  4. Еникова В.Ф. Урок-путешествие по теме «Население Африки».– 2011. – № 4.
  5. Зыль Е.А. Практические работы в курсе «География материков и стран», 8 класс. – 2010. – № 3.
  6. Климович А.В., Томина И.Л. Интегрированный урок географии и истории. – 2009. – № 5.
  7. Красько И.И. Тестовые задания для тематического контроля. – 2011. – № 2.
  8. Мяцельскі Ю.М. Клімат і ўнутраныя воды Аўстраліі (тэхналогія праблемнага навучання). – 2012. – № 2.
  9. Побожная И.В. Урок «Касситеридия». – 2011. – № 1.

10. Русак С.П. План-конспект урока географии в 8 кл. – 2009. – № 5.

11. Саскевіч А. Урок на тэму «Атлантычны акіян», 8 клас. – 2010. – № 3.

12. Сафонов В.С. Вариант выполнения практической работы. 9 класс. – 2012. – № 2.

13. Уроки географии в 8 классе. – 2009. – № 2.

14. Шевчук Т.Н. Планы-конспекты уроков. – 2010. – № 3.

X класс

  1. Бородич Т.С. Основные типы растительности Беларуси. Лесная, луговая и болотная растительность. – 2011. – № 4.
  2. Кисляк И.В. Урок по теме «Электроэнергетика Республики Беларусь». – 2009. – № 3.
  3. Кисляк И.В. Полезные ископаемые Республики Беларусь. – 2011. – № 2.
  4. Комса Н.И. План урока географии по теме «Области Беларуси», 10 класс. – 2010. – № 2.
  5. Романовский В.В. Природоохранные территории Беларуси. – 2012. – № 2.
  6. Рудник Н.Г. Изучение темы «Лёгкая промышленность» в контексте техники развития критического мышления (ТРКМ). – 2011. – № 1.
  7. Лякутин О.В., Лякутина Т.В. Факторы размещения производства. Урок географии в 10 классе.– 2011. – № 5.
  8. Сафонаў У.С. Варыянт выканання некаторых практычных работ, прадугледжаных праграмай курса  «Геаграфія Беларусі». – 2012. – № 1.

XI класс

  1. Крутько В.Н. Система работы с топографическими картами. – 2009. – № 3.
  2. Мяцельскі Ю.М. Праграмныя практычныя работы па агульнай геаграфіі. – 2009. – № 5.
  3. Пичугина И.Н. Численность населения мира и демографическая политика. – 2009. – № 3.

VI - XI классы

  1. Васілеўскі А.А. Краязнаўчы аспект як адзін з элементаў фармiравання пазнавальнай дзейнасцi вучня. – 2010. – № 1.
  2. Голубович О.В. Использование интеллектуальных игр на уроках географии. - 2010. - № 1.
  3. Клинцова Р.А. Гидросфера как составная часть биосферы. – 2012. – № 2.
  4. Сафонов В.С. Классическая живопись и поэзия на уроках географии. – 2011. – № 6.
  5. Сафонов В.С.  Алгоритм урока по теме «Геологическое строение» в таблицах и рисунках. – 2011. – № 4.
  6. Сикорский А.Н. Межпредметные связи – путь к расширению кругозора и интеллекта школьника. – 2009. – № 3.
  7. Шабуня И.С. История с географией, или Наука для извозчиков. – 2010. – № 2.

Факультативные занятия

  1. Программы факультативных занятий. («По странам и континентам» – 8 класс; «Путешествия по географической карте» – 6 - 7 классы; «Евразия – материк контрастов» - 9 класс; «Земля белорусская» – 10 класс; «География и современность» – 11 класс). – 2010. – № 4.
  2. Пракаповiч I.М. Праграма факультатыўных заняткаў «Насельнiцтва i тапанімiя роднага краю» для 8-га класа агульнаадукацыйных школ i краязнаўчых гурткоў. – 2009. – № 6;
  3. Шалiк М.М., Есмантовiч Л.М. Iнтэграваны ўрок па факультатыўных курсах «Юны эколаг» i «Бiясфера – наш дом». – 2010. – № 6.

Внеклассная работа

  1. Дежинская Л.П. Географический вечер по теме «Тайны Земли» для учащихся 5-8 классов.– 2011. – № 5.
  2. Ермоленко В.А. Шестой океан, или Волшебный мир подземных пещер.– 2011. – № 5.
  3. Жилевич А.Л. Красота и богатство лесов Беларуси. – 2010. – № 6;
  4. Зарубов А.И., Ганущенко Н.Н. 5-я международная олимпиада наук о Земле: специфика и анализ заданий– 2012. – № 1.
  5. Кисляк И.В., Пичугина И.Н. Творческие, исследовательские задания и вопросы по географии Беларуси.– 2012. – № 2.
  6. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Изучение валунов как средство формирования интереса учащихся к географии. – 2010. – № 5.
  7. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Роль кружковой работы в формировании экологической культуры учащихся. – 2009. – № 6.
  8. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Географическая литература, или Литературная география. – 2011. – № 2.
  9. Климович А.В. Урок-телепередача «Тайны Бермудского треугольника». – 2009. – № 2.

10. Косик Т.С. , Л.С. Скопцева. Возможности и направления сотрудничества школы и вуза в организации исследовательской деятельности учащихся. –2011. – № 1.

11. Лоскутова Т.Г. Педагогика сотрудничества. – 2012. – № 2.

12. Осипов С.В. История географических открытий. .– 2012. – № 2.

13. Парамонова Т.Ф. Из опыта работы по эколого-краеведческому направлению.– 2011. – № 6.

14. Г.Ф. Печурская. Пункты дуги Струве на туристской тропе Белорусского Полесья. – 2011. – № 2.

15. Сторожук И.В. Использование возможностей краеведческого курса для формирования познавательного интереса у учащихся. Ток-шоу «Выбор» .– 2011. – № 5.

16. Сикорский А.Н. Вексиология и геральдика для любознательных.– 2011. – № 5.

17. Холеў С.Б., Хралянок А. Парныя назвы ў тапаніміі Цэнтральнай Беларусі.– 2011. – № 6.

Журнал «Народная асвета»

Прушинская Л.Е. Географо-литературный проект «Экспофорум – 2009». – 2009. – № 9.

Методическая работа

  1. Зинькович И.В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности изучения географии. – 2011. – № 4.
  2. Крайко Б.Н. Требования к заданиям разного уровня сложности при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. – 2011. – № 4.
  3. Сыроежкина Г.С. Межпредметные связи при проведении интегрированных уроков.– 2012. – № 1.
Сейчас 232 гостей онлайн