Get Adobe Flash player

скачать инструктивно-методические письма

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

 

«       » 2012

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

 

«О преподавании учебного предмета «Химия»

в 2012/2013 учебном году»

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011  № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.), на изучение учебного предмета «Химия» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:

 

Вид учреждения общего среднего образования

 

Количество учебных часов в учебную неделю по классам

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

базовая школа-колледж искусств

 

2

2

2

-

-

средняя школа

специализированный лицей

суворовское училище

кадетское училище

санаторная школа-интернат

средняя школа-колледж искусств

гимназия-колледж искусств

средняя школа-училище олимпийского резерва

 

2

2

2

2

2

гимназия

2

2

2

2 (3– для химико- биологического направления)

2 (4– для химико-биологического направления)

лицей

2 (3– для химико- биологического направления)

2 (4– для химико- биологического направления)

 

Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Химия» отводится в учебную неделю:

в X классе 1 учебный час;

в XI классе 2 учебных часа;

в XII классе 1 учебный час.

Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии и лицея на изучение учебного предмета «Химия» в X–XI классах химико-биологического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определенных учебной программой (решение задач, отработку химического эксперимента).

В соответствии с пунктами 54 и 57 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 8, 2012 г.), при изучении учебного предмета «Химия» при наличии в классе не менее 20 учащихся класс делится на 2 группы при проведении практических работ в VII-XI (XII) классах, лабораторных опытов в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Химия» и «Биология».

Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов при проведении практических, лабораторных работ может осуществляться за счет учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.

В своей деятельности учителя химии руководствуются:

образовательным стандартом учебного предмета «Химия», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводятся 3 контрольные работы в VII классе и по 4 контрольные работы в остальных классах, в том числе и в X-XI классах химико-биологического направления.

В вечерней школе (учебно-консультационных пунктах, вечерних классах) суммарное количество контрольных работ (8) равномерно распределяется на все годы обучения;

- учебной программой для соответствующего класса из сборника  «Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Химия, VII–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009, 2012);

- примерным календарно-тематическим планированием «Химия VIIXI классы». – Минск: НИО, 2010; НИО, Аверсэв, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием «Химия VIIXI классы». – Минск: НИО, 2009, для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), 10 класс;

- примерным календарно-тематическим планированием по химии для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), 11 класс // Хімія: праблемы выкладання. – 2010.– № 7.

примерным календарно-тематическим планированием «Химия VIII класс». // Хімія: праблемы выкладання. – 2011.– № 7.

Разрешается учителям при необходимости перераспределять количество учебных часов между темами, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании. Календарно-тематическое планирование является примерным, учитель имеет право пользоваться своим вариантом;

- Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38;

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:

два урока могут быть объединены при проведении контрольных работ, практических работ, других видов обучающих работ в VIIXI классах, а также при изучении учебного предмета «Химия» в X–XI классах химико-биологического направления;

контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в VIIVIII классах в течение 2,5 часов, IXXI классах – 3 часов (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

Правилами безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.

Обращаем внимание, что данные правила безопасности устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, научно-исследовательских работ, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасного проведения занятий.

Учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает ее на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в перечне средств обучения, из расчета на один класс-комплект (25 человек) в параллели (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля  2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования» (Зборнік нарматыўных дакументаў №7 2009 г.)).

Приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться соответствующими документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам.

В каждом кабинете химии должны быть: инструкции по охране труда; средства индивидуальной защиты, аптечки первой медицинской помощи, плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой медицинской помощи, первичные средства пожаротушения.

На первом уроке в новом учебном году и первом уроке во втором полугодии во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам  безопасности при нахождении в кабинете химии и проведении химического эксперимента.  

Перед началом выполнения демонстрации, лабораторного опыта, практической работы, экспериментального исследования, учитель обязан обеспечить обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по правилам безопасности.

Запись об обучении безопасным приемам выполнения химического эксперимента необходимо осуществлять в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Перед основной темой урока учитель делает запись «Обучение правилам безопасности (ОПБ)».

Например: Практическая работа №2 «Реакции между растворами электролитов». ОПБ (или Пр. р. №2 «Реакции между растворами электролитов». ОПБ)

Растворы  электролитов. Лабораторный опыт №3. ОПБ (или  Растворы  электролитов. Л. о. №3. ОПБ)

Также обращаем внимание на следующие требования безопасности:

необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывания учащихся в лаборантской;

поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения;

не допускать хранения реактивов в таре без этикеток, с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по стеклу;

уничтожение реактивов в таре без этикеток следует производить в соответствии с инструкцией.

Информируем, что указанные выше нормативные правовые и технические нормативные правовые акты, размещены на сайте Министерства образования (edu.qov.by), примерное календарно-тематическое планирование – на сайте Национального института образования (www.adu.by).

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям химии:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

использовать в VII классе выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с химической терминологией;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

 

Требования к проведению обучающих и контрольных работ, которые проводятся в письменной форме.

К письменным обучающим видам работ по химии относятся упражнения, задания, тесты, задачи, диктанты, контрольные работы, письменные ответы на вопросы, рефераты, составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов, оформление отчетов по результатам лабораторных опытов, практических работ.

Виды, содержание и объем обучающих работ определяется учителем на основе учебной программы, а также заданий учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом требований образовательного стандарта учебного предмета “Химия” (7-11 классы).

Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (1 тетрадь для обучающих и лабораторных работ, 1 тетрадь для практических и 1 тетрадь для контрольных работ).

Разрешается использовать для обучающих работ, лабораторных опытов и практических работ тетради на печатной основе.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетради для практических и контрольных работ хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

Надпись на обложке тетради должна содержать информацию: предназначение тетради (для работ по химии, для практических работ по химии, для контрольных работ по химии), о классе (римскими или арабскими цифрами), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже.

Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

Например:

Тетрадь

Сшытак

для работ по химии

для работ по хіміі

ученика 7 ”Б“ класса

вучаніцы VIII ”А“ класа

ГУО «Гимназия № 2 г. Минска»

сярэдняй школы № 2 г.Ліды

Попова Сергея

Богдан Алёны

Тетрадь

Сшытак

для практических работ

для практычных работ

по химии

па хіміі

ученицы 10 ”А“ класса

вучня  IX ”А“ класа

лицея № 1 г.  Гродно

Ковалевой Светланы

ДУА «Засульская сярэдняя школа» 

Фёдарава Аляксандра

Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ

для кантрольных работ

по химии

па хіміі

ученика 11 класса

вучаніцы VII  класа

ГУО «Гольшанская средняя школа» 

Выгалавіцкай базавай школы 

Гуриновича Дмитрия

Новікавай Вольгi 

 

С внешней стороны страницы рабочих тетрадей для обучающих работ, практических работ, а также контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей работы, практической работы, а также контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей.

Например: Простые и сложные вещества                        01.01.2012

Слова «Классная работа», «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ и слова «Практическая работа», «Контрольная работа» в тетради для практических работ, контрольных работ записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для практических, контрольных работ после слов «Практическая работа», «Контрольная работа» указывается ее тема, а затем по центру следующей строки – номер варианта (вариант 1 (I)).

Например: Практическая работа № 2                              25.09.2012

Разделение неоднородной смеси

Между видами работ в тетрадях пропускаются 4 клетки для выставления отметки.

При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетого цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут пользоваться простыми и цветными карандашами.

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются во всех классах выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося не менее одного раза в месяц.

Отчеты по результатам выполнения практических работ в VII–XI классах проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве – через одно-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки вносятся учителем в классный журнал и дневники учащихся.

Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради для контрольных работ по усмотрению учителя против каждого выполненного задания контрольной работы отмечается количество баллов, которым оно оценено. После решения последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию, а при большом их количестве – через одно-два учебных занятия.

При проверке обучающих, практических и контрольных работ, учитель зачёркивает ошибку ручкой с пастой  красного цвета, исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

Работа над ошибками выполняется учащимися на учебных занятиях после контрольных, а также практических работ по усмотрению учителя и при необходимости после обучающих работ в соответствующих тетрадях.

По итогам проверки рабочих тетрадей, работы над ошибками, лабораторных работ и других видов письменных работ может быть выставлена отметка в тетрадь и классный журнал по усмотрению учителя.

 

Требования к оформлению реферата.

Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основную часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).

 

Объем учебного реферата

 

Реферат

Классы

Объем реферата при компьютерном наборе

Объем реферата при написании от руки

Учебный

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

Учебный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц

На титульном листе указывается название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения общего среднего образования, год.

Предлагаем образец оформления титульного листа.

Название учреждения общего среднего образования

Название реферата

выполнил (ла)

фамилия, имя собственное, отчество

ученик (ца)___класса

Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами. Например:

Содержание*

Введение

1 Название главы

1.1 Название раздела

1.2 Название раздела

1.2.1 Название подраздела

1.2.2 Название подраздела

2 Название главы

Заключение

Список литературы

Приложение

* размещается после титульного листа.

Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается ее актуальность, раскрываются цели и задачи работы, дается список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата коротко, но полно подается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, откуда взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нем должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объему введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.

Итоговая аттестация учащихся по учебному предмету «Химия» по  завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования будет проводиться в устной форме по билетам по отдельным учебным предметам для выпускных экзаменов, экзаменов в порядке экстерната в 2012/2013 учебном году, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь.

При приеме в учреждения образования для получения высшего образования будет использоваться программа вступительных испытаний по учебному предмету «Химия», утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 813.

В 2012/2013 учебном году в образовательном процессе используются следующие учебные программы, учебники и учебные пособия: 

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения. «Химия. VII – XI классы». – Минск: НИО, 2009, 2012.

VII класс:

Учебник «Химия» / «Хімія» для VII класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов И.Е. Шимановича, О.И. Сечко, В.Н. Хвалюка, В.А. Красицкого, А.С. Тихонова / под ред. И.Е. Шимановича (Минск: Народная асвета, 2012).

 

VIII класс

Учебник «Химия» / «Хімія» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов И.Е. Шимановича, Е.И, Василевской, О.И. Сечко / под ред. И.Е. Шимановича (Минск: Народная асвета, 2011).

 

IX класс

Учебник «Химия» / «Хімія» для IX класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.И. Василевской, А.П. Ельницкого, Е.И. Шарапа, И.Е. Шимановича (Минск: Народная асвета, 2012).

 

X класс

Учебное пособие «Химия» / «Хімія» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов И.Е. Шимановича, Е.И. Василевской, О.И. Сечко, В.Н. Хвалюка / под ред. И.Е. Шимановича (Минск: Народная асвета, 2007, 2008).

 

XI класс

Учебное пособие «Химия» / «Хімія» для XI класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.П. Ельницкого, Е.И. Шарапа (Минск: Народная асвета, 2008).

Перечень учебно-методических пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе на уроках и факультативных занятиях в 2012/2013 учебном году.

VII класс

Учебные пособия, пособия для учащихся

Сборник задач по химии. VII класс. / Зборнік задач па хіміі. VII клас / В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин – Минск: Адукацыя івыхаванне, 2012.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для VII класса. / Сшытак для лабораторных доследаў і практычных работ па хіміі для VII класа. О.И.Сечко - Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. VII класс. / И.И.Борушко - Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Сборник самостоятельных работ. Химия. VII класс. / Т.Н.Мякинник, И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Учебно-методические пособия, пособия для учителей

Химия в VII классе. / И.Е.Шиманович, О.И.Сечко, Т.Н.Мякинник, В.А.Красицкий, Т.В.Холевинская / под ред. И.Е.Шимановича – Минск: Народная асвета, 2012.

Дидактические материалы. Химия. VII-VIII классы. / О.И.Сечко, И.И.Окова – Минск: Аверсэв, 2009.

Разноуровневые карточки-задания. Химия. VIII класс. / Н.В.Манкевич – Минск: Сэр-Вит, 2007.

Настольная книга учителя химии. / Е.Я.Аршанский, Г.С.Романовец, Т.Н.Мякинник – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

 

VIII класс

Учебные пособия, пособия для учащихся

Сборник задач по химии. VIII класс. / Зборнік задач па хіміі. VIII класс / В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин – Минск: Народная асвета, 2008, 2012.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для VIII класса. / Сшытак для лабораторных доследаў і практычных работ па хіміі для VIII класа. О.И.Сечко - Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. VIII класс. / И.И.Борушко – Сэр-Вит, 2011, 2012.

Рабочая тетрадь. Химия.VIII класс. / О.И.Сечко, И.Е.Шиманович Минск: Аверсэв,  2011, 2012.

Сборник самостоятельных работ. Химия. VIII класс. / Т.Н.Мякинник, И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Учебно-методические пособия, пособия для учителей

Химия в VIII классе. / И.Е.Шиманович и др. – Минск: Народная асвета, 2012.

Дидактические материалы. Химия. VIII класс. / О.И.Сечко, Е.И.Василевская – Минск: Аверсэв, 2011.

Настольная книга учителя химии. / Е.Я.Аршанский, Г.С.Романовец, Т.Н.Мякинник – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

 

IX класс  

Учебные пособия, пособия для учащихся

Сборник задач по химии. IX класс. / Зборнік задач па хіміі. IX класс. / В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин – Минск: Народная Асвета, 2008, 2012.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для IX класса. / Сшытак для лабораторных доследаў і практычных работ па хіміі для IX класа. / Е.И.Шарапа – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. IX класс. / И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Химия: Неметаллы. Рабочая тетрадь для IX класса. / Е.И.Шарапа – Минск: Аверсэв, 2009.

Рабочая тетрадь. Химия. IX класс. / Е.И.Шарапа – Минск: Аверсэв, 2010.

Сборник самостоятельных работ. Химия. IX класс. / Т.Н.Мякинник, И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Учебно-методические пособия, пособия для учителей

Химия в IX классе. / И.Е.Шиманович, Е.И.Василевская, Е.И.Шарапа, А.П.Ельницкий, В.В.Боган  – Минск: Народная асвета, 2012.

Химия в IX классе. / Шарапа Е.И. Минск: Аверсэв, 2008.

Настольная книга учителя химии. / Е.Я.Аршанский, Г.С.Романовец, Т.Н.Мякинник – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

 

X класс  

Учебные пособия, пособия для учащихся

Сборник задач по химии. X класс. / Зборнік задач па хіміі. X клас / В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для X класса. / Сшытак для лабораторных доследаў і практычных работ па хіміі для X класа. / О.И.Сечко – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. X класс. / И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Рабочая тетрадь. Химия. X класс. / Т.Н.Мякинник, Н.В.Манкевич, И.И.Борушко – Минск: Аверсэв, 2010.

Сборник самостоятельных работ. Химия. X класс. / Т.Н.Мякинник, И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2010, 2011.

Учебно-методические пособия, пособия для учителей

Дидактические материалы по химии. X класс / О.И.Сечко – Минск: Аверсэв, 2007.

Химия в таблицах и схемах. / Ф.Ф.Лахвич, О.М.Травникова – Минск: Аверсэв, 2009, 2012.

Настольная книга учителя химии. / Е.Я.Аршанский, Г.С.Романовец, Т.Н.Мякинник – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

 

XI класс

Учебные пособия, пособия для учащихся

Сборник задач по химии. XI класс. / Зборнік задач па хіміі. XI клас / Е.И.Шарапа, А.П.Ельницкий – Минск: Народная асвета, 2011.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для XI класса. / Сшытак для лабораторных доследаў і практычных работ па хіміі для XI класа. / Е.И.Шарапа, А.П.Ельницкий – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. XI класс. / И.И.Борушко – Минск: Сэр-Вит, 2011, 2012.

Рабочая тетрадь. Химия. XI класс. / Е.И.Шарапа – Минск: Аверсэв, 2010.

Учебно-методические пособия, пособия для учителей

Химия в таблицах и схемах. / Ф.Ф.Лахвич, О.М.Травникова – Минск: Аверсэв, 2009, 2012.

Настольная книга учителя химии. / Е.Я.Аршанский, Г.С.Романовец, Т.Н.Мякинник – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

 

Обращаем внимание, что к новому учебному году изданы учебники: «Химия» для VII класса авторов И.Е. Шимановича, О.И. Сечко, В.Н. Хвалюка, В.А. Красицкого, А.С. Тихонова «Химия» для IX класса авторов Е.И. Василевской, А.П. Ельницкого, Е.И. Шарапа, И.Е. Шимановича.

Содержание учебника «Химия» для VII класса частично переструктурировано и дополнено, оптимизировано количество заданий после параграфа, даны новые задачи и упражнения. Материал темы «Основные классы неорганических соединений» представлен в новой редакции. Большое внимание уделено классификации веществ различных классов, нахождению их в природе, применению. Реакции, характеризующие свойства веществ и способы их получения, предложены в виде схем. Более подробно рассматривается взаимосвязь основных классов неорганических соединений. Все это позволит учителю более качественно провести повторение, обобщение и систематизацию знаний учащихся. Практическая работа «Изучение признаков химических реакций и условий их протекания» и лабораторный опыт «Ознакомление с образцами оксидов» проводятся по усмотрению учителя.

В учебнике «Химия» для IX класса оптимизировано количество заданий, включены новые упражнения и задачи. Расширен раздел «Интересно знать». Значительно обновлен иллюстративный материал.

В помощь учителю изданы Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. / Е.Я.Аршанский и др. – Минск: Аверсэв, 2012.

Предлагаемые контрольно-измерительные материалы сгруппированы по классам. Для каждого класса разработаны тематические контрольные работы, проверочные работы для промежуточного контроля, а также проверочные работы тестового типа. В пособии предлагаются итоговые контрольные работы для VII—ХI классов, а также контрольные работы по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. Каждая контрольная и проверочная работа включает 6 вариантов. Вариативность контрольных и проверочных работ по химии достигается однотипными заданиями каждого уровня сложности, отличающихся по строению, составу и свойствам заданных веществ, взаимосвязи веществ различных классов, классификационным группам, способам получения и др.

Структура контрольных и проверочных работ соответствует нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Химия» и включает по 5 или 10 заданий в соответствии с пятью уровнями усвоения учебного материала.

Отличительной особенностью заданий пятого уровня сложности является диагностика творческих способностей. Такие задания носят комбинированный или ступенчатый, нестандартный характер, требуют применения знаний из других разделов химии. Контрольно-измерительные материалы содержат задания проблемного характера, требующие творческого подхода к решению и допускающие разные пути решения.

Предлагаемые материалы дают возможность учителю организовать все виды контроля результатов учебной деятельности учащихся.

Для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся в области химии, развития интереса, накопления опыта творческой деятельности и более полного усвоения материала учебной программы по учебному предмету «Химия» разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей по организации и проведению факультативных занятий.

 

Перечень учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий

 

VII класс

1. Программа факультативных занятий «В стране чудесной химии» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Аршанского, Л.А.Конорович (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

2. Пособие для учащихся «В стране чудесной химии» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Аршанского, Л.А.Конорович (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

3. Пособие для учителей «В стране чудесной химии» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Аршанского, Л.А.Конорович (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

 

VIII класс

1. Программа факультативных занятий «Любознательным о тайнах вещества» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Бельницкой, Н.В.Манкевич, Г.С.Романовец (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

2. Пособие для учащихся «Любознательным о тайнах вещества» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Бельницкой, Н.В.Манкевич, Г.С.Романовец (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

3. Пособие для учителей «Любознательным о тайнах вещества» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А.Бельницкой, Н.В.Манкевич, Г.С.Романовец (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

 

IX класс

1. Программа факультативных занятий «Продолжаем открывать тайны вещества» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

2. Пособие для учащихся «Продолжаем открывать тайны вещества» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

3. Пособие для учителей «Продолжаем открывать тайны вещества» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

 

X класс

1. Программа факультативных занятий «Удивительный мир неорганической химии» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

2. Пособие для учащихся «Удивительный мир неорганической химии» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

3. Пособие для учителей «Удивительный мир неорганической химии» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Т.А.Колевич, Вад.Э.Матулиса, Вит.Э.Матулиса (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

 

XI класс 

1. Программа факультативных занятий «Удивительный мир органической химии» для XI класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Ф.Ф.Лахвича, О.М.Травниковой (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

2. Пособие для учащихся «Удивительный мир органической химии» для XI класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Ф.Ф.Лахвича, О.М.Травниковой (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

3. Пособие для учителей «Удивительный мир органической химии» для XI класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Ф.Ф.Лахвича, О.М.Травниковой (Минск: Адукацыя і выхаванне. 2010).

Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к химии, формировать экспериментальные умения, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить их к продолжению образования в высших учебных заведениях.

В образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования можно проводить факультативные занятия, используя программы факультативных занятий, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь в предыдущие годы (2008–2010) Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению. Минск: Национальный институт образования, 2009; (www.adu.by).

В 2012 году утверждена учебная программа факультативных занятий «Химия неметаллов и жизнь» для IX класса учреждений общего счреднего образования с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В.Храмцевич.(www.adu.by).

Напоминаем, что вышеназванные учебно-методические комплексы напечатаны и есть в книжной торговой сети, а также должны быть в каждой библиотеке учреждения общего среднего образования.

Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

1. Ф.Ф.Лахвич, Е.Б.Окаев, Е.Н.Мицкевич, О.М. Травникова «Химия. 7-9 классы. Химический практикум», «ИНИС-СОФТ», 2010;

2. Ф.Ф.Лахвич, Е.Б.Окаев, Е.Н.Мицкевич, О.М.Травникова «Химия. 10-11 классы. Химический практикум», «ИНИС-СОФТ», 2010;

3. В.Н.Хвалюк, Е.И.Василевская, Т.Н.Мякинник «Химия. 10 класс. Металлы и неметаллы», «ИНИС-СОФТ», 2011.

 

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей

В течение года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений учителей химии. На сайте Академии последипломного образования (www.academy.edu.by) размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями химии.

На августовских предметных секциях учителей химии предлагается рассмотреть следующие вопросы:

▪особенности нормативного правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в 2012/2013 учебном году;

nсодержание и организация образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в 2012/2013 учебном году по теме «Предупреждение типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении содержания учебного предмета «Химия»;

nосновные направления деятельности методических формирований учителей химии в 2012/2013 учебном году с учетом анализа результатов образовательного процесса в 2011/2012 учебном году;

nпланирование работы методических формирований учителей химии в 2012/2013 учебном году.

На заседаниях методических объединений рекомендуем обсудить:

nвнедрение современных педагогических и информационных технологий, эффективных способов и приемов обучения путем обмена опытом работы учителей;

nсовершенствование образовательного процесса в направлении              организации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету «Химия», формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, повышения мотивации учебной деятельности в процессе обучения химии;

nразвитие творческого потенциала личности учащихся на уроках и во внеучебной деятельности;

nсовершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя химии, организации деятельности по коррекции знаний и умений учащихся, по развитию навыков самоконтроля и самооценки;

nреализация практико-ориентированного подхода при изучении учебного предмета «Химия»;

nорганизация работы с талантливыми учащимися в учреждениях общего среднего образования;

nповышение уровня химической образованности учащихся, формирование у них ключевых компетенций;

nреализация возможностей использования информационных технологий в здоровьесберегающих условиях;

nобобщение и модельное представление опыта профессиональной деятельности учителей;

nвнеклассная работа по химии – важнейший фактор развития учебной мотивации учащихся и повышения качества знаний;

nроль кабинета химии в эффективной здоровьесберегающей организации  образовательного процесса.

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение курсов:

повышение квалификации методистов ИРО, Р(Г)УМК, педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей химии «Использование эффективного педагогического опыта в школьном химическом образовании» (29.10.2012 – 10.11.2012);

повышение квалификации учителей химии лицеев, гимназий: «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса» (15.04.2013 – 27.04.2013); 

семинаров:

«Системные подходы к организации обобщения, распространения и внедрения педагогического опыта учителей биологии и химии» (ноябрь 2012 г.);

«Школьный химический эксперимент: подготовка к практическому туру олимпиады и научно-практической конференции» (лабораторный практикум) (28.01.2013 – 30.01.2013);

«Разработка авторских электронных учебных материалов по химии для интерактивной доски» (21.10.2012 –23.10 2012 и 25.02.2013 – 27.02.2013);

«Решение олимпиадных задач по химии. Подгодовка к ЦТ» (авторская методика Вад.Э.Матулиса и Вит.Э.Матулиса) (25.03.2013 – 27.03.2013);

«Контрольно-оценочная деятельность учителя на учебных занятиях по учебному предмету «Химия» (27.11.2013. – 28.11.2013).

 

В 20102012 годах в научно-методическом журнале «Хімія: праблемы выкладання» в помощь учителю были опубликованы учебно-методические материалы по теории и практике преподавания учебного предмета «Химия» в учреждениях общего среднего образования. Данные материалы могут быть использованы учителем при организации образовательного процесса на учебных занятиях и во внеклассной деятельности.

Вопросы развития творческого потенциала личности учащихся рассматриваются в статьях:

Бурага, А.А. Организационно-методическое сопровождение учебно-исследовательской деятельностью учащихся / А.А.Бурага // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Дмитриева, И.В. Как организовать и провести урок-исследование / И.В.Дмитриева // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Скопцова, Л.С. Проект «Вторая жизнь макулатуры» / Л.С.Скопцова, Е.В.Шумская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №6.

Скопцова, Л.С. Формы сотрудничесва  школы  и вуза в организации и исследовательской деятельности учащихся / Л.С.Скопцова, Ж.А.Цобкало // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №11.

Литвинова, С.А. Турнир юных химиков: поиск новых решений и путешествие к успеху / С.А.Литвинова // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №8.

Журомская, О.Л. Интегрированная предметная неделя в школе / О.Л.Журомская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №6.

Капецкая, Г.А. Конкурс «Эрудицион» по теме «Химические элементы на войне» / Г.А.Капецкая // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №12.

Нехаева, А.Е. Внеклассная работа по химии/ А.Е.Нехаева // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – №1, № 2.

Сеген, Е.А. Брейн-ринг по химии / Е.А.Сеген // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – №4.

Ткач, М.Г. Игры, упражнения и задания, способствующие развитию логического мышления на уроках химии / М.Г.Ткач // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №1.

Работа с одаренными учащимися:

Шахно, О Учимся решать олимпиадные задачи / О. Шахно // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

III этап Республиканской олимпиады школьников по химии (2011г.), (2012г.) // Хімія : праблемы выкладання. – 2011. – № 2, 2012. – № 3.

Рабчинский, С.М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С.М. Рабчинский, Е.Б.Окаев, А.Р.Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Рабчинский, С.М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С.М.Рабчинский, Е.Б.Окаев, А.Р.Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №12.

Мычко, Д.И. Трудная задача / Д.И.Мычко // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Хвалюк, В.Н., Чулкин, П.В., Фираго, Д.С. Экспериментальный тур III этапа республиканской олимпиады по химии в 2011/2012 учебном году.  / В.Н.Хвалюк, П.В.Чулкин, Д.С.Фираго // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 8.

Е.А.Сеген, Е.А. Развитие исследовательской деятельности по химии во внеурочное время. Домашний химический эксперимент / Е.А.Сеген // Хімія: праблемы выкладання. – 2012. – № 3

Дидактические материалы обучающего, контролирующего и диагностического характера:

Капецкая, Г.А. Контрольный срез по теме «Строение атома и систематизация химических элементов». 8 класс / Г.А.Капецкая // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – №2.

Мануленко, М.Д. Задания для самостоятельной работы по химии. 7 класс / М.Д.Мануленко // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Венглинская, Е.В. Тематические подборки расчетных задач по химии / Е.В.Венглинская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 11.

Даньковский, Р.И. Использование тестов открытого типа при проведении обобщающих уроков по органической химии / Р.И.Даньковский. // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 11.

Капецкая, Г.А. Система проверочных работ по химии в 10 классе. / Г.А.Капецкая // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

В помощь педагогу в реализации вариативного содержания образования опубликованы программы факультативных занятий:

Программы факультативных занятий для 7-11 класса // Хімія : праблемы выкладання. – 2010. – № 8.

В статье Мычко Д.И. «Научно-методический журнал как пространство развития профессиональной культуры преподавателя химии» (Хімія: праблемы выкладання. – 2010.– № 12) опубликован перечень статей, которые были размещены на страницах журнала в разные годы  (до 2009 года включительно)  и не утратили своей актуальности для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях, и во внеклассной работе). Статьи сгруппированы по 21 тематическому признаку. Статьи существенно оптимизирует поиск и подбор учителем  необходимых материалов для организации того или иного вида деятельности при проектировании и реализации образовательного процесса на учебных занятиях и во внеклассной работе.

Сейчас 181 гостей онлайн