Get Adobe Flash player
Индекс материала
В помощь педагогу
Требования к оценке ответа
Методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык»
Все страницы

Методические рекомендации

по организации урока

 

Создание проблемных учебных ситуаций

на уроке иностранного языка

1.Принцип ситуативности

Ситуативность - условие, жизненно важное для овладения говорением.

Ситуативность требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений.

Ситуативность-это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники.

Что такое ситуация?

Ситуация-это система взаимоотношений собеседников.

Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить о чем-то, жаловаться и т.п.

Связь речевых ситуаций с деятельностью учащихся не только стимулирует их высказывания, но и помогает осознать, что иностранный язык-средство общения.

Какова роль ситуаций в учебном процессе?

Они в одинаковой степени необходимы как для формирования речевых навыков, так и для развития речевого умения.

Сформированные лексические и грамматические навыки должны обладать гибкостью, а гибкость вырабатывается только в ситуативных условиях, благодаря использованию той или иной речевой единицы в ряде аналогичных ситуаций.

Что касается речевого умения, то и здесь ситуация как система взаимоотношений - необходимое условие. Только в ситуациях развивается такое качество речевого умения, как продуктивность.

Вывод: ситуативность как принцип означает, что учебный процесс происходит на основе и при помощи ситуаций.

 

    2.Типы ситуаций 

    1. ситуации социально-статусных взаимоотношений

-обсуждение прав и обязанностей граждан разных стран

-телемосты между представителями молодежи разных стран

-встречи с земляками

-разговоры специалистов

-беседы в клубе

-разговоры о традициях, обычаях страны изучаемого языка

Например : Иностранные языки играют важную роль в нашей жизни, однако не все это осознают. Например, один из выпускников сказал «Зачем мне иностранный язык? Я не собираюсь быть переводчиком». Как вы относитесь к этим словам?

1    2. ситуации ролевых взаимоотношений

-взаимоотношения, возникающие при исполнении внутригрупповых ролей: лидер-ведомый, старожил-новичок

-взаимоотношения, возникающие при исполнении ролей, складывающихся в процессе формального и неформального общения: организатор, критик, заводила, выскочка, фантазер

Например: Ваша подруга-модница, она все время посвящает чтению модных журналов, говорит о макияже, модной одежде. Убедите ее, что внешность не самое главное в жизни.

1    3. ситуации отношений совместной деятельности

  • учебно-познавательная деятельность (проведение викторин, олимпиад)
  • общественно-политическая деятельность (диспуты)
  • трудовая деятельность
  • спортивная деятельность
  • бытовая деятельность (организация досуга, помощь по дому, визит к врачу)

Например: 1. Ваша подруга все умеет делать по дому, так как ее мама занята на работе. Вы решили последовать ее примеру. Позвоните ей и посоветуйтесь, что лучше приготовить на обед.

2.Убедите вашего друга пойти с вами в кино (на дискотеку)

2.    4. ситуации нравственных взаимоотношений

Например: 1. Вы узнали, что один старшеклассник вынес из огня двух детей. Что вы об этом можете сказать? Я лично восхищен им.

2. Говорят, что правда лучше чем ложь. Всегда ли верно это изречение? А если человек умирает?

Вывод:

  • ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников
  • каждая фраза . произносимая на уроке должна быть ситуативной, т.е. соотносится с взаимоотношениями собеседников
  • ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования лексических и грамматических навыков.