Get Adobe Flash player

 

Инновационный проект

 

Внедрение методики решения текстовых задач как

средства систематизации содержания математического

образования в контексте реальной математики

(на I ступени общего среднего образования)

Сроки реализации: 2016-2020 годы

 

Руководитель проекта:

Метлицкая Татьяна Николаевна,

заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Орши»

Консультанты:

Герасимов Валерий Дмитриевич, учитель математики квалификационной категории учитель-методист ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»;

Лобанов Александр Павлович, профессор кафедры возрастной и педагогической психологи факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М.Танка, доктор психологических наук, доцент;

Костюкович Наталья Владимировна, зав. лабораторией математического и естественнонаучного образования ГУО «Национальный институт образования», кандидат педагогических наук, доцент

 

Цель проекта – повышение качества обучения математике посредством внедрения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования).

Достижение цели предусматривает решение следующих задач.

1. Внедрить в рамках действующей учебной программы по математике для I – IV классов календарно-тематическое планирование учебного материала на основе положений внедряемой методики обучения.

2. Реализовать дополнительные компоненты к учебно-методическим комплексам по математике (рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ и другие дидактические материалы для учащихся), в которых в полной мере учитываются основные положения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики.

3. Посредством организации образовательного процесса с использованием дополнительных компонентов учебно-методического комплекса обеспечить обучающимся:

- индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от уровня их предшествующей подготовки и способностей;

- успешность образовательного процесса вне зависимости от их группы (сильные, средние, слабые);

- возможность приобретать знания в процессе активной учебной деятельности, в том числе, самостоятельного обучения, обучения с помощью сверстников или взрослых;

- переход от конкретно-образного мышления к символическому (понятийному) мышлению.

4. Разработать систему мониторинга и оценки учебных достижений обучающихся с разными уровнями математической подготовки.

5. Повысить профессиональную компетентность и методическую подготовку учителя при обучении школьников с разными уровнями математической подготовки.

6. Изучить и обобщить результаты внедрения инновационного проекта, подготовить методические рекомендации для учителей.

 

Апробация основных положений проекта проведена:

1) в 1996 – 2004 г.г. в рамках исследования по теме «Разработка и апробация новой технологии обучения математике в начальных классах по учебным пособиям В.Д. Герасимова» (приказы Министра образования Республики Беларусь №339 от 31.07.1996 г., №419 от 23.07.1997 г. и др.).

2) в 2012 – 2015 г.г. в рамках инновационного проекта ««Внедрение структурно-динамической модели обучения математике на основе принципа системной дифференциации» (приказ Министра образования Республики Беларусь № 546 от 09.08.2012 г.)

Результаты и выводы экспериментальной деятельности опубликованы в следующих изданиях:

1. Герасимов, В.Д. Когнитивное развитие личности и эффективность решения математических задач / В.Д. Герасимов, А.П. Лобанов // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 8. – С.48–55.

2. Лобанов, А.П. Инновационная образовательная концепция «Обучение. Социализация. Развитие» / А.П. Лобанов, В.Д. Герасимов // Психология образования: теория, практика, инноватика: сб. ст.; под ред. А.П. Лобанова, А.А. Амелькова, В.А. Попкович. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 16–21.

3. Ботяновская, И.В. Развитие памяти и мышления младших школьников в разных системах начального обучения / И.В. Ботяновская // Психология образования: теория, практика, инноватика: сб. ст.; под ред. А.П. Лобанова, А.А. Амелькова, В.А. Попкович. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 21–26.

4. Лобанов, А.П. Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход: монография / А.П. Лобанов. – Минск: БГПУ, 2010. – 288 с.

5. Герасимов, В.Д. Построение школьного курса математики на основе принципа системной дифференциации / В.Д. Герасимов // Дифференционно-интеграционная теория развития: сб. ст.; под ред. Н.И. Чуприковой, А.Д. Кошелева. – М.: Языки славянских культур, 2011. – С. 113-142.

По результатам экспериментальной и инновационной деятельности доработаны и изданы пособия для учащихся:

– Герасимов, В.Д. Моя математика. 1 класс : учебник-тетрадь. В 2 ч. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 232 с.

– Герасимов, В.Д. Моя математика. 2 класс : учебник-тетрадь. В 2 ч. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 256 с.

– Герасимов, В.Д. Моя математика. 3 класс : учебник-тетрадь. В 2 ч. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 256 с.

– Герасимов, В.Д. Моя математика. 4 класс : учебник-тетрадь. В 2 ч. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 256 с.

Разработана и утверждена Министерством образования Республики Беларусь программа факультативных занятий по математике «Решение текстовых задач» для 1 – 4 классов, для 5 – 7 классов.

Подготовлены и изданы пособия для учащихся:

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 1 класс. Решение текстовых задач : рабочая тетрадь : пособие для учащихся. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 116 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 2 класс. Решение текстовых задач : рабочая тетрадь : пособие для учащихся. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 128 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 3 класс. Решение текстовых задач : рабочая тетрадь : пособие для учащихся. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 128 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 4 класс. Решение текстовых задач : рабочая тетрадь : пособие для учащихся. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2015. – 128 с.

Подготовлены и изданы методические пособия для учителей:

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 1 класс. Решение текстовых задач» : пособие для учителей. / В.Д. Герасимов, Т.А.Лютикова, Г.В.Герасимова. – Минск : Аверсэв, 2016. – 112 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 2 класс. Решение текстовых задач» : пособие для учителей. / В.Д. Герасимов, Т.А.Лютикова, Г.В.Герасимова. – Минск : Аверсэв, 2016. – 107 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 3 класс. Решение текстовых задач» : пособие для учителей. / В.Д. Герасимов, Т.А.Лютикова, Г.В.Герасимова. – Минск : Аверсэв, 2016. – 144 с.

– Герасимов, В.Д. Факультативные занятия. Математика. 4 класс. Решение текстовых задач» : пособие для учителей. / В.Д. Герасимов, Т.А.Лютикова, Г.В.Герасимова. – Минск : Аверсэв, 2016. – 186 с.

Ожидаемые результаты.

При реализации инновационного проекта предполагается получить следующие результаты.

1. Календарно-тематическое планирование учебного материала и дополнительные компоненты к учебно-методическим комплексам по математике, в которых в полной мере учитываются основные положения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики, обеспечивают:

а) достижение оптимального соответствия объёма учебного материала и учебного времени, необходимого для восприятия, понимания и усвоения базовых математических структур учащимися с разными уровнями математической подготовки;

б) эффективную реализацию дифференцированного подхода:

- совершенствование системы работы по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета, учёт и своевременную коррекцию их знаний и умений;

- активизацию работы на уроке с учащимися, проявляющими интерес к математике;

2. Повышается уровень усвоения теоретических знаний:

усвоение математических понятий, законов, правил выполнения математических действий и преобразований;

осознанное применение математической терминологии в речи учащихся.

3. Повышается эффективность формирования предметных и учебно-познавательных компетенций.

4. Среди ожидаемых результатов проекта:

оптимизация учебной нагрузки обучающихся и минимизация обязательных домашних заданий;

– формирование умения самостоятельно учиться, контролировать результаты учебной деятельности;

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.

 

Критерии

Показатели

Методики

1.

Состояние здоровья учащихся

Работоспособность. Утомляемость. Динамика уровня тревожности.

Анализ, наблюдение, анкетирование

2.

Академические достижения

Академическая успеваемость по математике (по итогам текущего и рубежного контроля)

Усвоение теоретических знаний (декларативные знания)

Эффективность устных вычислений (вычислительные компетенции)

Эффективность решения текстовых задач (логико-аналитические компетенции)

Эффективность использования таблиц, диаграмм, схем для наглядного представления количественной информации (информационная компетентность)

Контрольные письменные работы

Терминологические диктанты (тесты) по основным темам программы

Тесты «Устные вычисления»

Тесты «Решение текстовых задач», «Моделирование условий текстовых задач»

Проверочные работы, связанные с решением практико-ориентированных задач

3.

Профессиональная

компетентность

педагогов

Умение работать в рамках инновационной модели обучения.

Создание дидактических материалов для учащихся и учителей.

Совместная публикация материалов и результатов проекта.

Выступления на районных семинарах и конференциях.

Анкетирование,

анализ материалов

 

Этапы реализации инновационного проекта и их содержание.

I этап проектировочный (апрель 2016 – август 2016).

1. Оценка ресурсов для внедрения инновационного проекта.

2. Подготовка проекта внедрения инновационного проекта.

3. Изучение опыта работы других учреждений образования.

4. Получение консультаций у предполагаемого консультанта проекта.

5. Разработка календарно-тематического планирования учебного материала по математике для IIV классов с учётом специфики внедряемой инновационной модели обучения математике.

6. Разработка структуры уроков математики, оптимально сочетающих индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса с учетом специфики внедряемой модели обучения.

7. Разработка системы организации образовательного процесса, органично соединяющей урок и факультативное занятие «Решение текстовых задач», а так же другие дополнительные занятия во внеурочное время (поддерживающие и стимулирующие занятия, Интернет-ресурсы).

8. Подготовка календарного плана инновационной деятельности на текущий учебный год.

9. Проведение ознакомительного семинара, практикумов для участников проекта.

10. Определение содержания и форм внутришкольного контроля, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции.

11. Оценка возможных рисков и ограничений и путей их преодоления.

II этап диагностический (август – сентябрь 2016 года)

1. Оценка готовности методической и психологической служб школы к организации и сопровождению инновационной деятельности.

2. Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, уровня профессионализма и компетентности педагогов.

3. Диагностика уровня математической подготовки, интеллектуального развития учащихся, состояния их здоровья.

4. Анализ включенности родителей в педагогический процесс и глубины понимания ими сущности инновационной деятельности.

III этап Основной этап (сентябрь 2016 – апрель 2020 года)

1. Проведение семинаров для учителей – участников инновационного проекта.

2. Самообразовательная деятельность участников проекта.

3. Проведение родительских и ученических собраний с обсуждением вопросов внедрения инновационной модели обучения математике.

4. Организация образовательного процесса, органично соединяющего урок и факультативное занятие «Решение текстовых задач», дополнительные занятия во внеурочное время (поддерживающие и стимулирующие занятия, Интернет-ресурсы) в соответствии с основными положениями инновационного проекта.

5. Организация обмена опытом внедрения инновационного проекта как внутри одного учреждения образования, так и между разными учреждениями образования.

6. Проведение семинаров-практикумов, открытых уроков и факультативных занятий для участников инновационной деятельности.

7. Ведение участниками инновационной деятельности педагогических дневников (фиксация в дневниках хода инновационной деятельности и промежуточных результатов).

8. Организация мониторинга динамики отношения субъектов инновационной деятельности к данной инновации.

9. Мониторинг показателей эффективности инновационного проекта.

10. Информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта.

11. Систематические отчёты о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях педсоветов (раз в год) и методического совета (два раза в год).

12. Коррекция и регулирование процессов. Рефлексивные оперативки и коррекционно-инструктивные совещания.

13. Стимулирование участников инновационной деятельности.

14. Выходной контроль (в конце учебного года) уровня обученности, здоровья учащихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников учебно-инновационной деятельности.

IV этап обобщающий этап (май 2020 года)

1. Анализ итогов инновационной деятельности.

2. Сравнение результатов академической успеваемости, интеллектуального развития и здоровья учащихся на начало и окончание инновационного проекта.

3. Подготовка аналитического доклада и комплекса материалов по итогам инновационной деятельности.

4. Составление отчётов участниками инновационной деятельности и общего отчета по инновационной деятельности. Описание опыта и оформление материалов.

5. Разработка методических рекомендаций для учителей.