Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(I—XI КЛАССЫ)

 

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

Цель – формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), в избранных сферах применения языка; формирование средствами русского языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.

 

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):

— формирование представлений о системе русского языка, его единицах и уровнях (фонетическом, графическом, лексическом, грамматическом);

– овладение языковыми знаниями, умениями и навыками;

– овладение произносительными, орфографическими, пунктуационными нормами русского языка;

– овладение всеми видами речевой деятельности;

– развитие устной и письменной речи, мышления учащихся;

– формирование речевых и коммуникативных умений и навыков;

– знакомство учащихся с элементами культуры и быта русского народа;

– привитие интереса к изучению русского языка и русской литературы;

– эстетическое и нравственное воспитание учащихся средствами русского языка;

– формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности.

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

—    формирование ценностного отношения к русскому языку как средоточию духовной культуры народа;

—   развитие средствами русского языка интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности;

—   формирование представлений о системе русского языка, его единицах и уровнях (фонетическом, графическом, лексическом, грамматическом);

—   формирование языковых умений и навыков;

—   формирование коммуникативных и речевых умений и навыков;

—   овладение всеми видами речевой деятельности;

—   развитие устной и письменной речи;

—   формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, а также навыков каллиграфического письма;

—   формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности.

 

На ІІ ступени общего среднего образования:

— языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис) и правил функционирования языковых средств в речи; норм русского литературного языка: произносительных (орфоэпических, акцентологических), речевых (лексических, стилистических), грамматических (словообразовательных, морфологических, синтаксических), орфографических и пунктуационных; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);

— формирование коммуникативных умений на основе овладения речеведческой теорией (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, стили речи, жанры речи, правила речевого общения), умений создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция);

— формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной и общемировой культуры (лингвокультурологическая компетенция);

— развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования

формирование и развитие языковой личности учащихся, их познавательной культуры:

– овладение учащимися основами науки о русском языке как о знаковой системе и общественном явлении; формирование представления об устройстве, развитии русского языка и его функционировании; формирование лингвистических понятий всех уровней системы языка;

– овладение учащимися лексическими, фонетическими, грамматическими средствами языка, нормами русского литературного языка (произносительными, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– формирование учебно-языковых (опознавательных, классификационных, аналитических) и правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков;

– формирование умений использовать средства языка с учётом основных его функций (познавательной, коммуникативной, эстетической) в различных видах речевой деятельности;

– развитие интеллектуальной сферы личности учащегося, овладение навыками самоанализа, самооценки, языковедческой рефлексии при усвоении языкового учебного материала;

 

формирование готовности учащихся к эффективному речевому общению:

– формирование речеведческих понятий (речь, тип, стиль, жанр речи, текст, его признаки и др.) как основы коммуникативных умений;

– формирование умений отбирать средства языка всех уровней его системы в зависимости от речевой ситуации;

– формирование и развитие навыков речевого общения на репродуктивном (понимание информации, предъявленной в устной и письменной форме, её воспроизведение с разной степенью полноты и свёрнутости) и продуктивном (создание собственных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности) уровнях;

 

социокультурное развитие личности школьника:

– формирование представления о языке как о форме закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, отражения языковой картины мира;

– овладение учащимися знаниями о материальной и духовной культуре русского народа, о специфике социально-культурных стереотипов речевого поведения и этикета; обогащение речи учащихся единицами с национально-культурным компонентом семантики;

– формирование умений анализировать единицы языка с национально-культурным компонентом значения;

– формирование умения использовать единицы языка с национально-культурным компонентом семантики в собственной речи для успешного решения коммуникативных задач;

– формирование социально значимых черт личности на основе усвоения учащимися элементов культуры народа, его социальных норм и общечеловеческих ценностей.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения)

 

Звуки и буквы

Звуки речи и буквы, их обозначающие. Смыслоразличительная роль звуков (букв). Алфавит, его назначение.

Гласные и согласные звуки. Их различение. Буквы для обозначения гласных и согласных звуков на письме.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов по слогам. Особенности переноса слов с буквами й, ь.

Ударение в слове. Роль ударения в различении значения слов. Ударные и безударные гласные (слоги). Произношение гласных в ударном и безударных слогах. Произношение в первом предударном слоге на месте букв о, е, я соответствующих редуцированных звуков [a], [и]: гора́г[а]ра́, река – р[и]ка́, пятёрка – п[и]тёрка. Обозначение на письме гласных в ударной и безударной позициях. Знакомство со способом проверки слов с безударными гласными (постановка проверяемого звука под ударение).

Согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. Произношение мягких согласных, в том числе согласных [д'], [т'], [р'], [г'], [ч'], [щ']. Парные твёрдые и мягкие согласные [б]–[б'], [в]–[в'], [г]–[г'], [д]–[д'], [з]–[з'], [к]–[к'], [л]–[л'], [м]–[м'], [н]–[н'], [п]–[п'], [р]–[р'], [с]–[с'], [т]–[т'], [ф]–[ф'], [х]–[х']. Обозначение на письме твёрдости парных согласных буквами а, о, у, ы, э, мягкости – буквами я, ё, ю, и, е, ь. Непарные мягкие шипящие [ч'], [щ']: произношение и обозначение на письме. Непарный мягкий [й']. Буква й и буквы е, ё, ю, я для обозначения на письме звука [й']. Непарные твёрдые шипящие [ж], [ш], [ц]: произношение и обозначение на письме.

Звонкие и глухие согласные. Их смыслоразличительная роль. Парные звонкие и глухие согласные [б]–[п], [б']–[п'], [в]–[ф], [в']–[ф'], [г]–[к], [г']–[к'], [д]–[т] [д']–[т'], [з]–[с], [з']–[с'], [ж]–[ш]. Произношение парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова перед глухими согласными, в том числе парных согласных [в]–[ф], [в']–[ф'], [г]–[к], [г']–[к']: лев – ле[ф], кровь – кро[ф'], травка – тра[ф]ка, снег – сне[к]. Знакомство со способом проверки слов с парными звонкими и глухими согласными (постановка проверяемого звука перед гласным). Непарные звонкие согласные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й]. Их произношение и обозначение на письме, в том числе: [м'] в словах типа семь; [й] в словах, оканчивающихся на -ый, -ий, -ой (красный, синий, голубой); [л] в словах типа учил, волк, полный. Непарные глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Звукобуквенный разбор слов, в том числе слов с безударными гласными в первом предударном слоге типа песо́к, горо́х, а также слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова и середине слова перед глухими согласными типа хлеб, ловкий.

Слово

Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Знакомство (на практическом уровне) с межъязыковой омонимией в русском и белорусском языках (рус. трус – бел. трус). Знакомство с толковым, орфографическим словарями.

Состав слова

Окончание. Окончание как средство связи слов в предложении. Выделение окончаний путём изменения слов по вопросам. Корень. Чередование согласных в корне (снег—снежок, рука—ручка). Однокоренные слова. Суффикс и приставка, их роль в образовании слов. Выделение суффикса и приставки в словах. Разбор слов по составу (с ясной морфемной структурой).

Части речи

Имя существительное (значение, вопросы, роль в предложении). Род имён существительных (мужской, женский, средний), в том числе существительных, род которых не совпадает в русском и белорусском языках (собака, гусь, тополь, яблоко, котёнок). Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа (сахар), только множественного числа (чернила). Имена существительные с не совпадающими в русском и белорусском языках формами числа (дома́, бра́тья, крупа, чернила, пение). Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам (склонение). Склонение имён существительных в единственном и множественном числе, кроме существительных на –ие, -ий, -ия, -мя, -ье, -ья. 1, 2, 3-е склонения имён существительных. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного и множественного числа.

Имя прилагательное (значение, вопросы, роль в предложении). Связь имён прилагательных с существительными, к которым они относятся. Изменение имён прилагательных по числам и родам в зависимости от имён существительных. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам (склонение) в единственном и множественном числе, кроме притяжательных прилагательных на -ий, -ья,     -ин(-ын), -ов. Определение падежа имени прилагательного по падежной форме имени существительного, от которого прилагательное зависит. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных единственного и множественного числа.

Местоимение (общее понятие). Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Использование местоимений ты и вы в формулах речевого этикета.

Глагол (значение, вопросы, роль в предложении). Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Неопределённая форма глагола. Написание ь в неопределённой форме глаголов (беречь, печь). Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени. Буква ь после шипящих в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Произношение и правописание в глаголах
-тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Написание гласных перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.

Наречие (общее понятие). Употребление наречий в речи.

Предлог (общее понятие). Употребление предлогов, в том числе предлогов в, у, с, к, от, по, из, не совпадающих в русском и белорусском языках, и словосочетаний с этими предлогами в речи (вернуться из школы, положить в ящик стола). Правописание предлогов.

Словосочетание и предложение

Словосочетание (понятие). Отличие словосочетания от главных членов предложения.

Предложение (понятие). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Обращение в побудительных и вопросительных предложениях (ознакомление на практическом уровне). Структура предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Связь слов в предложении. Понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные (без деления на виды) однородные члены предложения. Соединение однородных членов при помощи интонации, слов а, но, и. Разбор предложения по членам предложения.

Графика и орфография

Письмо строчных, заглавных букв. Большая буква в именах собственных и в начале предложения. Правописание буквосочетаний жи, ши, же, ше, це, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Двойные буквы в наиболее употребительных словах (ванна, аллея). Перенос слов с й, ь. Правописание приставок в-, до-, за-, над-, на-, с-, от-, по-, под-. Правописание слов с разделительными ь и ъ (в изученных словах). Написание ь на конце существительных женского рода после шипящих. Написание родовых окончаний имён прилагательных: -ий, -ый, ая, -яя, -ое,
-ее (маленький, зелёный, большая, синяя, жёлтое, синее). Написание ь после шипящих в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа (идёшь, прочитаешь). Написание не с глаголами. Правописание в глаголах -тся, -ться. Написание гласных перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени. Раздельное написание предлогов с другими словами. Написание местоимений с предлогами. Написание наиболее употребительных наречий.

Пунктуация

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Знаки препинания при обращении (на практическом уровне). Запятая при однородных членах предложения.

Речь. Текст

Речь как общение с помощью языка. Устная и письменная речь. Монологическая и диалогическая речь. Построение диалога по образцу, по данной речевой ситуации. Этика речи. Культура общения, умение обратиться к собеседнику. Этические правила общения: уметь слушать, быть внимательным, доброжелательным, приветливым в разговоре. Формулы речевого этикета: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

Понятие о тексте. Тема, основная мысль текста. Заголовок текста, его соответствие теме и основной мысли текста. План текста. Композиция текста: начало, основная часть, концовка. Текст-повествование. Подробное (устное и письменное) изложение текстов-повествований (по данному плану, по коллективно составленному плану). Составление текстов-повествований по серии сюжетных картинок. Текст-описание. Подробное (устное и письменное) изложение текстов-описаний (по данному плану, по коллективно составленному плану). Текст-рассуждение (ознакомление на практическом уровне). Составление элементарных рассуждений (устно).

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения)

 

Звуки и буквы

Звуки речи и буквы, их обозначающие. Смыслоразличительная роль звуков (букв). Алфавит, его назначение.

Гласные и согласные звуки. Их различение. Обозначение гласных и согласных звуков на письме буквами.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов по слогам. Особенности переноса слов с буквами й, ь.

Ударение. Роль ударения в различении значений слов. Ударные и безударные гласные (слоги). Гласные в ударных и безударных слогах. Произношение и обозначение на письме гласных в ударных и безударных слогах. Знакомство со способом проверки слов с безударными гласными (постановка проверяемого звука под ударение).

Согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные, их смыслоразличительная роль. Парные твёрдые и мягкие согласные [б]–[б'], [в]–[в'], [г]–[г'], [д]–[д'], [з]–[з'], [к]–[к'], [л]–[л'], [м]–[м'], [н]–[н'], [п]–[п'], [р]–[р'], [с]–[с'], [т]–[т'], [ф]–[ф'], [х]–[х']. Обозначение на письме твердости парных согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, мягкости согласных – буквами я, ё, ю, и, е, ь. Непарные мягкие шипящие [ч'], [щ']: произношение и обозначение на письме. Непарный мягкий [й']. Буква й и буквы е, ё, ю, я для обозначения на письме звука [й']. Слова с разделительным ь. Непарные твёрдые шипящие [ж], [ш], [ц]: произношение и обозначение на письме.

Звонкие и глухие согласные. Их смыслоразличительная роль. Парные  звонкие и глухие согласные [б]–[п], [б']–[п'], [в]–[ф], [в']–[ф'], [г]–[к], [г']–[к'], [д]–[т] [д']–[т'], [з]–[с], [з']–[с'], [ж]–[ш]. Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в конце слов и в середине слов перед глухими согласными. Знакомство со способом проверки слов с парными звонкими и глухими согласными (постановка проверяемого звука перед гласным). Непарные звонкие согласные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й]: произношение и обозначение на письме. Непарные глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']: произношение и обозначение на письме.

Звукобуквенный разбор слов, в том числе слов с безударными гласными в первом предударном слоге типа песо́к, горо́х, а также слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и в середине слова перед глухими согласными типа хлеб, ловкий.

Слово

Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Знакомство (на практическом уровне) с межъязыковой омонимией в русском и белорусском языках (рус. трус—бел. трус). Орфографический и толковый словари (ознакомление на практическом уровне).

Состав слова.

Окончание. Окончание как средство связи слов в предложении. Корень. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне (снег—снежок, рука—ручка). Суффикс и приставка, их роль в образовании слов. Разбор слов по составу (с ясной морфемной структурой).

Части речи

Имя существительное: значение, вопросы, роль в предложении. Род имён существительных (мужской, женский, средний). Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа (сахар), только множественного числа (чернила). Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам (склонение). Склонение имён существительных в единственном и множественном числе, кроме существительных на –ие, –ий, –ия, –мя, –ье, –ья. 1, 2, 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного и множественного числа.

Имя прилагательное: значение, вопросы, роль в предложении. Связь имён прилагательных с существительными, к которым они относятся. Изменение имён прилагательных по числам и родам в зависимости от существительных. Родовые окончания имён прилагательных. Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе (кроме притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ин(-ын), -ов(-ев). Определение падежа имени прилагательного по падежной форме имени существительного, от которого прилагательное зависит. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение (общее понятие). Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление падежных форм личных местоимений в речи. Использование местоимений ты, вы в формулах речевого этикета.

Глагол: значение, вопросы, роль в предложении. Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Написание гласных перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени. Неопределённая форма глагола. Написание ь в неопределённой форме глагола. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). Буква ь после шипящих в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. I и II спряжение. Ознакомление (на практическом уровне) со способами проверки написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Произношение и написание -тся, -ться в глаголах.

Наречие (общее понятие). Употребление наречий в речи.

Предлог (общее понятие). Употребление предлогов в речи.

Словосочетание и предложение 

Словосочетание (общее понятие). Отличие словосочетания от главных членов предложения.

Предложение (понятие). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Обращение в побудительных и вопросительных предложениях (ознакомление на практическом уровне). Структура предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Связь слов в предложении. Понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные (без деления на виды) однородные члены предложения. Соединение однородных членов при помощи интонации, слов а, но, и. Разбор предложения по членам предложения.

Графика и орфография

Письмо строчных, заглавных букв. Большая буква в именах собственных и в начале предложения. Правописание буквосочетаний жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Двойные буквы в изученных словах (ванна, аллея). Правописание слов с разделительными ь и ъ (в изученных словах). Перенос слов с й, ь, ъ. Правописание приставок в-, до-, за-, над-, на-, с-, от-, по-, под-, про-Написание ь после шипящих на конце существительных женского рода. Написание ь после шипящих в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (читаешь, прочитаешь). Написание не с глаголами. Правописание -тся, -ться в глаголах. Раздельное написание предлогов с другими словами. Написание местоимений с предлогами. Написание наиболее употребительных наречий.

Пунктуация

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Знаки препинания при обращении (на практическом уровне). Запятая при однородных членах предложения.

Речь. Текст

Речь как общение с помощью языка. Устная и письменная речь. Монологическая и диалогическая речь. Построение диалога по образцу, по данной речевой ситуации. Этика речи. Культура общения, умение обратиться к собеседнику, умение слушать, быть внимательным, доброжелательным, приветливым в разговоре. Формулы речевого этикета: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Составление поздравления.

Понятие о тексте. Тема, основная мысль текста. Заголовок текста, его соответствие теме и основной мысли текста. Типы текстов. План текста. Композиция текста: начало, основная часть, концовка. Текст-повествование. Подробное (устное и письменное) изложение текстов-повествований по данному плану, по плану, составленному коллективно. Составление (устное и письменное) текстов-повествований по серии рисунков. Текст-описание. Подробное (устное и письменное) изложение текстов-описаний (по данному плану, по коллективно составленному плану). Текст-рассуждение (ознакомление на практическом уровне). Составление элементарных рассуждений (устно).

 

На ІІ ступени общего среднего образования

 

Язык и речь

Речь как использование средств языка для целей общения. Разновидности речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Цели, условия неофициального и официального общения.

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Культура устной и письменной речи. Правильность речи: нормы русского литературного языка (произносительные, словообразовательные, морфологические, синтаксические, правописные). Качества речи: точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.

Стили речи

Речевая ситуация. Стили речи: книжные (художественный, научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный. Условия общения, задачи речи, отличительные черты стилей, характерные языковые средства. Речевая норма.

Жанры речи

Стилевая отнесённость жанров. Признаки жанров: содержание, композиционная структура, языковые особенности. Жанры художественного стиля (загадка, сказка, рассказ, характеристика человека), научного стиля (учебное сообщение, конспект, доклад, реферат, аннотация, отзыв), официально-делового стиля (объявление, заявление, автобиография, доверенность), публицистического стиля (поздравление, путевые записки).

Текст

Текст как единица речи. Признаки текста (тематическое единство, развёрнутость, последовательность, связность, цельность, законченность). Заголовок текста. Тема текста. Опорные слова. Подтема, микротема. Ключевые предложения. Внутренняя и внешняя форма текста.

Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Композиционная структура типов речи, характерные языковые средства.

Виды связи предложений, частей в тексте (параллельная, цепная).

Средства связи: интонация, лексический повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, одинаковый порядок слов в предложениях и др.

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Фонетика. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Парные и непарные согласные по глухости-звонкости, твёрдости–мягкости. Шипящие и свистящие согласные звуки. Взрывные звуки [г], [г'].

Слог. Перенос слова. Ударение.

Орфоэпия. Произносительная норма. Орфоэпические словари, словари ударений.

Графика. Алфавит, названия букв. Обозначение звуков буквами. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Функции ь и ъ.

Прописные и строчные буквы.

Орфография

Орфография как система единообразных написаний. Орфографическая норма.

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание о, ё после шипящих в корне слова. Правописание гласных в окончаниях. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах. Правописание о, е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных. Правописание гласных в приставках. Правописание гласных о, е после шипящих и ц в суффиксах имён существительных и прилагательных.

Правописание з, с на конце приставок. Правописание ы, и после приставок на согласный.

Непроверяемые безударные гласные и согласные корня. Правописание корней с чередующимися гласными о – а (-гор- // -гар-, -зор-//-зар-, -клан-//-клон-, -лаг-//-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-),  -кас-//-кос-). Правописание корней с чередующимися гласными е–и. Правописание и, ы после ц в корне слова. Правописание ь после шипящих. Правописание разделительных ь и ъ (повторение).

Орфографические словари.

Лексика и фразеология

Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение сло́ва.

Синонимы.

Антонимы.

Исконно русские и заимствованные слова.

Общеупотребительные слова. Профессиональные слова и термины. Устаревшие слова. Неологизмы.

Фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний. Функции фразеологизмов в речи.

Словари синонимов, антонимов русского языка.

Грамматика

Грамматика как раздел науки о языке. Словообразование, морфология и синтаксис как разделы грамматики. Грамматическая норма: словообразовательная, морфологическая, синтаксическая. Лексическое и грамматическое значения слов. Образование слов и изменение слов (словообразование и формообразование).

Состав слова. Словообразование

Морфема как наименьшая значимая часть слова; корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание (нулевое окончание).

Словообразовательные и формообразовательные морфемы. Основа слова и окончание.

Производящее и производное слово.

Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, постфиксальный, приставочно-суффиксальный, слияние слов, сложение, сложение сокращённых основ.

 

Морфология

Части речи

Самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие). Служебные части речи (предлог, союз, частица), их отличие от самостоятельных частей речи. Междометие.

Имя существительное как часть речи: общее значение (предмет), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Существительные собственные и нарицательные. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Род существительных: мужской, женский, средний. Существительные общего рода. Род неизменяемых имён существительных. Расхождения в формах грамматического рода однокоренных существительных в русском и белорусском языках (собака, медаль, гусь и др.).

Число имён существительных. Существительные, имеющие формы только единственного или только множественного числа. Образование форм числа в русском языке в отличие от белорусского (чернила – чарніла, крупа – крупы).

Падеж имён существительных.

Склонение существительных 1, 2, 3-го склонения; разносклоняемые, неизменяемые существительные.

Словообразование имён существительных.

Правописание суффиксов существительных.

Правописание не с именами существительными. Правописание сложных существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение (признак предмета), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Морфологические признаки прилагательных: падеж, число, род; у качественных  – степень сравнения, краткая или полная форма.

Полные и краткие формы качественных прилагательных.

Степени сравнения прилагательных: простая и составная форма сравнительной степени, простая и составная форма превосходной степени.

Склонение прилагательных.

Словообразование прилагательных.

Правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-, -ан-(-ян-), -ин-,
-онн- (-енн-)); не с именами прилагательными; правописание сложных прилагательных.

Имя числительное как часть речи: общее значение (число, количество предметов, порядок предметов при счете), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды числительных по значению: количественные, собирательные, порядковые. Обозначение дробного числа.

Разряды числительных по составу: простые, сложные, составные.

Склонение числительных.

Правописание числительных.

Местоимение как часть речи: общее значение (обобщенное указание на предмет, признак, количество), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений: личные, возвратное, определительные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные.

Словообразование местоимений.

Склонение местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол как часть речи: общее значение (действие или состояние предмета), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Вид глагола: совершенный, несовершенный.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

Инфинитив (неопределённая форма глагола) и его грамматические признаки.

Наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное. Образование форм наклонения.

Правописание ь, и в формах повелительного наклонения глагола; раздельное написание частицы бы в формах условного наклонения.

Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Употребление личных форм глагола. Безличные глаголы и их употребление.

Спряжение глагола: I, II спряжение, разноспрягаемые глаголы. Правописание личных окончаний глаголов.

Словообразование глаголов. Правописание суффиксов -ова- (-ева-),
-ыва- (-ива-).

Причастие как особая форма глагола: общее значение (признак предмета по действию), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Признаки глагола у причастия: вид (совершенный – несовершенный), время (настоящее – прошедшее), возвратность (невозвратные – возвратные), причастия действительные и страдательные. Признаки прилагательного у причастия: род (женский, мужской, средний), число (единственное – множественное), падеж (для полных причастий), полная и краткая форма (для страдательных причастий). Причастный оборот.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Краткие формы страдательных причастий и их употребление.

Правописание причастий. Не с причастиями.

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение (добавочное действие), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Морфологические признаки деепричастий. Признаки глагола у деепричастия: вид (совершенный–несовершенный), переходность (переходные  – непереходные), возвратность (возвратные – невозвратные); признак наречия: неизменяемость.

Деепричастный оборот.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Не с деепричастиями.

Наречие как часть речи: общее значение наречия (признак предмета, признак действия, признак другого признака), морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению.

Образование степеней сравнения наречий на -о, (-е): простая и составная формы сравнительной и превосходной степени.

Словообразование и правописание наречий.

Служебные части речи

Предлог: функция и значение предлогов.

Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов.

Союз: функции и значение союзов.

Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частицы: функции частиц.

Правописание частиц.

Правописание частиц не и ни с разными частями речи.

Междометие. Функции междометий. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел науки о языке, изучающий синтаксические единицы (словосочетание, предложение), синтаксические отношения, синтаксические связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления.

Словосочетание: значение, строение, функция (роль). Виды связи слов в словосочетании.

Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Классификация предложений.

Порядок слов в предложении.

Простое предложение.

Двусоставные и односоставные предложения.

Строение простого двусоставного предложения. Грамматическая основа. Подлежащее и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, составное) и способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение. Дефис при приложении. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельства и их виды: обстоятельства времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия, уступки.

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.  Неполные предложения.

Простое осложнённое предложение.

Понятие об осложнении простого предложения. Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Употребление однородных членов предложения в речи.

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот с как. Употребление обособленных членов предложения в речи.

Обособленные члены предложения, выраженные существительными с предлогами несмотря на, вопреки, благодаря, вследствие, согласно, ввиду и др.

Обособленные члены со значением уточнения.

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями.

Сложное предложение.

Выражение нескольких сообщений в сложном предложении. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Средства связи и их роль в сложном предложении.

Строение сложного предложения: союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение. Средства связи частей и оформления смысловых отношений: сочинительные союзы, интонация. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Сложноподчинённое предложение: главная и придаточная части. Средства связи частей и оформления смысловых отношений в сложноподчинённом предложении: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, интонация. Основные виды придаточных частей: определительная, изъяснительная, обстоятельственные (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, степени, сравнительная). Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными частями: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

Бессоюзное предложение. Средства связи частей и оформления смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении: интонация, порядок следования частей. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Чужая речь и её виды.

Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь.

Цитация. Знаки препинания при цитировании.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования

 

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающее явление.

Русский язык как один из государственных языков Республики Беларусь.

Русский язык в международном общении.

Грамматика текста

Функционирование языковых единиц в тексте.

Культура речи 

Коммуникативные качества речи.

Стилистика как раздел науки о языке

Функциональные стили, стилеобразующие средства языка.

Речевое общение. Условия и правила речевого общения. 

Устная монологическая речь. Виды монологической речи: информационная, воодушевляющая, призывающая к действию, убеждающая, развлекательная.

Структура монологической речи: части текста речи, их функции и задачи. Стилистические особенности и средства выразительности каждого вида речи.

Жанры речи. Доклад, дискуссия. 

Слово как основная единица языка

Звуковая сторона слова: произносительная норма, изобразительно-выразительные возможности фонетики.

Смысловая сторона слова: лексическая норма, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии (синонимия, антонимия, омонимия, метафора, метонимия).

Образование слов: словообразовательная норма, изобразительно-выразительные возможности словообразования.

Изменение слова (части речи): морфологическая норма, изобразительно-выразительные возможности морфологии (экспрессивное употребление собственных имён существительных; олицетворение; эпитеты; употребление форм единственного числа в значении множественного; переносное употребление форм наклонения и времени глагола; роль глагольных форм в создании текстов различных типов речи).

Текстообразующие функции лексических, словообразовательных, морфологических средств языка.

Орфография как система правил правописания

Орфографическая норма.

Проверяемые написания. Фонетические написания. Непроверяемые написания. Правописание ь и ъ знаков. Правописание приставок пре- и при-. Правописание имён существительных. Правописание имён прилагательных.

Правописание глаголов и причастий. Правописание наречий. Правописание н и нн в разных частях речи. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не и ни со словами разных частей речи.

Предложение как основная коммуникативная единица языка

Синтаксические связи и отношения в словосочетании, простом и сложном предложениях.

Синтаксические нормы русского литературного языка.

Нормы употребления формы зависимого слова при согласовании и управлении; нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием; нормы построения предложений с однородными, обособленными членами, вводными единицами, обращениями; нормы построения сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных; нормы построения сложносочинённых и бессоюзных предложений с разными типами отношений между частями; нормы построения предложений с прямой речью.

Функционально-стилистические возможности синтаксиса

Стилистическая характеристика простых предложений: стилистические возможности различных форм выражения сказуемого; стилистическая значимость порядка слов в простом предложении; функционально-стилистическая значимость  односоставных предложений (определённо-личных, неопределённо-личных, безличных, назывных).

Стилистические резервы осложнённых предложений: стилистическое использование однородных и обособленных членов предложения, вводных единиц и обращений.

Стилистическая характеристика сложных предложений: сложносочинённые предложения в художественной литературе и публицистике, сложноподчинённые предложения с придаточными причины и условия в научном стиле; бессоюзные сложные предложения в разговорном и художественном стиле.

Синтаксическая синонимика.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления

Пунктуационная норма.

Знаки конца предложения.

Нормы постановки знаков препинания в простом, осложнённом, сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Употребление многоточия, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, дефиса, кавычек, знаки препинания при прямой речи. Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

Учащийся должен

знать:

– разновидности речи: устную и письменную, диалогическую и монологическую;  виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; нормы русского литературного языка; стили речи; жанры речи; признаки текста; типы речи; виды и средства связи предложений и частей в тексте;

– звуки и буквы; гласные и согласные звуки; парные и непарные согласные по глухости–звонкости, твёрдости–мягкости; шипящие и свистящие согласные звуки; произносительные нормы; алфавит, названия букв; обозначение звуков буквами;

– орфографические нормы; проверяемые безударные гласные в корне слова; правописание о, ё после шипящих в корне слова; правописание гласных в окончаниях; правописание о, е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных; правописание гласных в приставках; правописание гласных о, е после шипящих и ц в суффиксах имён существительных и прилагательных; правописание з, с на конце приставок; правописание ы, и после приставок на согласный; правописание корней с чередующими гласными оа (-гор- // -гар-,     -зор-//-зар-, -клан-//-клон-, -лаг-//-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-), -кас-//-кос-); правописание корней с чередующимися гласными еи; правописание и, ы после ц в корне слова; правописание ь после шипящих; правописание разделительных ь и ъ (повторение);

– лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; синонимы; антонимы; исконно русские и заимствованные слова; общеупотребительные слова; профессиональные слова и термины; устаревшие слова; неологизмы; фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний;

– лексическое и грамматическое значения слов; грамматические нормы: словообразовательную, морфологическую, синтаксическую; значимые части слова: корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные, окончание (нулевое окончание); словообразовательные и формообразовательные морфемы; способы образования слов: приставочный, суффиксальный, постфиксальный, приставочно-суффиксальный, слияние слов, сложение, сложение сокращённых основ;

– самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие);

— служебные части речи (предлог, союз, частица), их отличие от самостоятельных частей речи; междометие; общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль каждой части речи; постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи;

– виды связи слов в словосочетании; признаки предложения как основной единицы синтаксиса; классификацию предложений; строение простого двусоставного предложения; способы выражения подлежащего; способы выражения глагольного сказуемого (простого и составного); способы выражения составного именного сказуемого; основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; разновидности второстепенных членов предложения; типы односоставных предложений; основные сведения об осложнении простого предложения: однородные, обособленные члены предложения, вводные единицы, обращения; основные правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обособленными членами, вводными единицами, обращением; средства связи и их роль в сложном предложении; строение сложного предложения: союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные сложные предложения; основные виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении; разновидности сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными частями: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение; основные правила постановки знаков препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях; основные правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; основные правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи; виды чужой речи;

 

уметь:

– разграничивать устную и письменную, диалогическую и монологическую речь; давать характеристику речевой ситуации; выявлять и анализировать проявление качеств речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность); определять стиль  текста; определять жанр  текста (из числа изученных); проводить стилистический анализ текста; определять тему и основную мысль текста, выделять подтемы, устанавливать их целесообразность и оправданность; обнаруживать опорные слова текста; выбирать заголовок к тексту; обнаруживать ключевые предложения текста; определять типы речи, составляющие данный текст, доминирующий тип речи;

– разграничивать ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие согласные; выполнять фонетический разбор слова;

– разграничивать проверяемые, непроверяемые (традиционные) и фонетические написания; находить в словах орфограммы, графически обозначать их опознавательные признаки; делить слова на слоги для переноса; выполнять орфографический разбор слов;

– определять лексическое значение слов (в т. ч. по контексту и с использованием словаря); разграничивать прямое и переносное значение слова; выявлять синонимы; обнаруживать антонимические отношения между словами; выявлять устаревшие слова и находить неологизмы; выявлять профессиональные слова и термины; выявлять фразеологизмы;

– находить и квалифицировать значимые части слова; находить основу слова; разграничивать производные и непроизводные слова; определять способ образования производных слов; выполнять словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу;

– распознавать части речи на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; определять постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи; разграничивать лексико-грамматические разряды слов внутри самостоятельных и служебных частей речи; ориентироваться в системе склонения именных частей речи и спряжения глагола; обнаруживать орфограммы, связанные с морфологической природой слова; выполнять морфологический разбор слов различных частей речи;

– ставить смысловой вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании и определять грамматическое значение словосочетаний; определять вид синтаксической связи в словосочетании; находить грамматическую основу предложения и определять тип сказуемого; квалифицировать второстепенные члены предложения; разграничивать разные типы односоставных предложений; обнаруживать и разграничивать конструкции, осложняющие простое предложение; выделять предикативные части в составе сложного предложения; определять тип сложного предложения; разграничивать основные виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении; составлять линейные схемы сложных предложений; определять способ передачи чужой речи; заменять прямую речь косвенной и наоборот; составлять предложения по заданным характеристикам и схемам; правильно интонировать различные синтаксические конструкции; правильно пунктуационно оформлять различные синтаксические конструкции; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

 

владеть:

– навыками составления простого и сложного плана текста; подробного, выборочного и сжатого воспроизводства исходного текста с сохранением его жанрово-стилистических особенностей; построения высказывания в форме описания, повествования, рассуждения; создания собственных текстов различных стилей и жанров; ведения диалога в ситуации официального и неофициального общения; редактирования собственного и чужого текста; культурой речевого поведения, формулами русского речевого этикета;

– нормами русского литературного языка:

правильно произносить звуки и их сочетания в речи; правильно ставить ударения в словах; использовать интонацию как средство передачи смысла; правильно писать слова различных частей речи в соответствии с изученными орфографическими правилами; правильно переносить слова; точно употреблять лексические единицы в свойственном им значении: многозначные слова, заимствованные слова, профессионализмы, термины и фразеологизмы; целесообразно и мотивированно выбирать лексические средства, обеспечивающие правильность, точность, богатство, уместность, логичность, чистоту, выразительность речи; уметь пользоваться различными видами словарей русского языка;  правильно толковать лексическое значение производного слова с учётом его структуры; использовать однокоренные слова как средство связности текста, словообразовательные синонимы  как средство достижения точности и выразительности речи; правильно образовывать падежные формы склоняемых частей речи и личные формы глаголов; краткие формы имён прилагательных; степени сравнения имён прилагательных и наречий; формы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; деепричастий совершенного и несовершенного вида; уместно употреблять морфологические формы с учётом ситуации общения; соблюдать нормы согласования прилагательных, порядковых числительных, местоимений-прилагательных и причастий с учётом родовой принадлежности определяемого слова; соблюдать нормы сочетаемости собирательных числительных с именами существительными; соблюдать произносительные нормы при употреблении в речи морфологических форм слов; использовать слова различных частей речи в качестве текстообразующего средства при создании текстов различных типов, жанров и стилей речи; согласовывать сказуемое с подлежащим, определение с определяемым словом; соблюдать нормы управления; соблюдать правила построения однородных рядов; использовать обособленные конструкции как средство увеличения объёма информации (выражения дополнительного сообщения); использовать вводные единицы как средство связности текста и для выражения авторской позиции; использовать обращение в различных ситуациях; использовать двусоставные и односоставные предложения для передачи типовых внеязыковых ситуаций; использовать синонимичные простые и сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые, союзные и бессоюзные предложения для передачи различных смысловых отношений (причинных, условных, временных, целевых, сравнительных и т. д.); соблюдать правила построения сложных предложений; использовать разнообразные синтаксические конструкции как средство выразительности речи; использовать текстообразующую роль различных типов предложений; использовать различные синтаксические конструкции с учётом их стилистических возможностей; использовать различные способы передачи чужой речи; использовать цитаты в сочинениях и устных высказываниях.

 

4.2. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

 

Учащийся должен

знать:

– основные сведения о языке и его роли в жизни общества;

– основные признаки текста; виды, способы и средства связи предложений и частей в тексте;

– стили речи; жанры речи и их разновидности;

– уровни языковой системы: фонетику, орфографию, лексику, грамматику; их стилистические ресурсы;

– нормы литературного русского языка;

 

уметь:

– обнаруживать нарушения норм русского литературного языка в устной и письменной речи;

– распознавать языковые явления с учётом их признаков;

– разграничивать тексты различных жанров и стилей речи, находить стилеобразующие языковые средства;

– выявлять признаки текста, устанавливать лексико-грамматические средства их реализации;

– производить все виды языкового анализа;

– производить стилистический анализ текста;

 

владеть:

– нормами русского литературного языка;

– навыками  редактирования текста, конспектирования, рецензирования текста; совершенствования текста с точки зрения его композиционной организации, с целью усиления его точности, логичности, выразительности;

– навыками создавания текстов определённого функционального стиля речи с учётом сферы, целей общения и адресата речи; текстов дискуссионного и полемического характера;

– навыками написания сочинения на общественно-политические и морально-этические темы.