Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

Концепция учебного предмета «русский язык»

I. Значение русского языка в системе общего среднего образованияи воспитания

Согласно Конституции Республики Беларусь, русский язык является одним из государственных языков нашей страны, одним из мировых языков, языком международного и межнационального общения. Русский язык является языком науки, дипломатии, международной торговли, транспорта, туризма и т.д., средством хранения и передачи общечеловеческих знаний и ценностей.

Язык – развивающаяся система знаков, возникшая в обществе, неразрывно связанная с мышлением человека, — служит для выражения сообщения об окружающем его мире и для целей коммуникации. Ведущими функциями языка являются коммуникативная (язык как средство человеческого общения) и когнитивная (обозначение внеязыковой действительности). Для практики обучения языку важны и такие функции, как конативная (функция усвоения), волюнтативная (воздействия), контактоустанавливающая (использование высказываний с целью вступления в общение, его продолжения и прекращения), эстетическая (создание художественного образа с помощью языковых средств) и кумулятивная (функция хранения и передачи традиций культуры и истории народа).

В системе общего среднего образования предмет "Русский язык" занимает одно из ведущих мест. Представляя собой форму хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения и общения. В связи с этим система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности.

Русский язык является также важнейшим средством воспитания, поскольку способствует приобщению к духовным ценностям, выработанным человечеством, формированию у учащихся духовно-нравственной, коммуникативной и художественной культуры в контексте языкового образования, формированию культурной личности, способной к самоидентификации, имеющей собственные взгляды и суждения на окружающий мир, толерантной, способной вступать во взаимодействие с людьми, имеющими иные взгляды.

Культуросообразная направленность общего среднего образования в Республике Беларусь закреплена в общепедагогических целях образовательного стандарта "Общее среднее образование. Основные нормативы и требования":

– формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина Республики Беларусь — носителя ценностей национальной и мировой культуры;

– формирование у учащихся систематизированного представления о мире, обществе и человеке; ценностного отношения к биосфере, научно-техническим нововведениям и культурным инновациям; готовности к рациональному природопользованию и потреблению; здоровому образу жизни и безопасному поведению;

– овладение учащимися основами наук, формирование у них готовности к непрерывному образованию, трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства.

Одна из важнейших целей современного общего среднего образования — формирование культурной личности. Она должна реализовываться средствами всех учебных предметов, в том числе и средствами русского языка.

Применительно к языковому образованию учащихся следует вести речь о его лингвокультурологической направленности, что предполагает реализацию целей и задач формирования культуры личности средствами языковой системы, так как язык всегда был, есть и остаётся величайшим достоянием и непреходящей ценностью человеческой цивилизации. Именно в языке отражены культура, история, традиции и менталитет того или иного народа, а в палитре многообразия языков мира — человечества в целом. Благодаря активно развивающемуся диалогу культур роль и значение русского и белорусского языков в формировании универсальной картины мира трудно переоценить.

В целях реализации лингвокультурологического направления (подхода) в языковом образовании учащихся важно определить то лингвистическое содержание, с помощью которого язык транслирует культуру. При отборе содержания языкового образования в контексте лингвокультурологического подхода следует учитывать национальную специфику русского языка, которая находит отражение в традициях, обычаях, обрядах, бытовой культуре, повседневном поведении (нормах общения), художественной культуре и т.д. Нацеленность образовательного процесса на осознание учащимися красоты и выразительности русского языка, развитие средствами языка интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, нравственной сферы личности обучающегося, его высокой духовности, чувства патриотизма является отличительной особенностью языкового образования, ориентированного на культуру. Овладевая русским языком как средством общения и освоения культурных ценностей, учащиеся постигают его лексическое и грамматическое богатство и разнообразие, образность, выразительность, красоту, благозвучие.

В условиях изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях Беларуси реализация лингвокультурологического направления (подхода) приобретает свои особенности. Это обусловлено прежде всего особой ролью русского языка в приобщении учащихся к культурным ценностям белорусского народа, формировании их духовного мира, гражданской позиции. В силу исторически сложившихся богатых традиций использования русского языка в создании культурных ценностей Беларуси он стал наряду с белорусским языком неотъемлемой частью национальной духовной культуры белорусского народа.

Как один из двух государственных языков русский язык имеет большое значение в развитии взглядов и убеждений учащихся, основанных на ценностях и приоритетах белорусского государства и общества, белорусской национальной культуры, в воспитании у них патриотизма и гражданственности.

Таким образом, специфика реализации лингвокультурологического направления (подхода) в условиях изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях заключается в его нацеленности на овладение учащимися русским языком как средством постижения русской, национальной и общемировой культуры. Реализация данного подхода требует усиления внимания к изучению языковых единиц и текстов, отражающих культурные традиции и нравственные ценности русского народа в тесном сочетании с использованием языкового материала и текстов, раскрывающих историю, традиции, обычаи, реалии быта белорусского народа, а также текстов о красоте и неповторимости русской и белорусской природы, героических подвигах и трудовых достижениях русского и белорусского народов, о людях, внесших большой вклад в развитие и процветание обоих государств на разных этапах их развития. Такие тексты содержат в себе огромный воспитательный потенциал, иллюстрируют сложившиеся веками культурные и человеческие контакты двух народов, исторически закрепившуюся интернациональную сущность русского языка.

Лингвокультурологическое направление в обучении русскому языку реализуется в образовательном стандарте, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.

II. Цель и задачи обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях

 

Успех в освоении русского языка учащимися в значительной степени зависит от того, насколько в процессе обучения учитываются взаимосвязь и взаимодействие учебных предметов гуманитарного цикла: русского, белорусского, иностранных языков, отечественной и мировой художественной культуры, русской и белорусской литературы, риторики, истории. Изучение этих дисциплин происходит по сложившейся традиции автономно. Реализация межпредметных связей в процессе обучения языку опирается на понимание того, что будущее наших выпускников зависит не столько от количества полученных знаний, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности. Следует подчеркнуть, что в лингвистической науке установилось представление о языке как двусторонней коммуникативной системе, в которой одной из её сторон является система языковых единиц, а другой — речь как реализация единиц языка в различных видах речевой деятельности. Следовательно, объектом современного среднего языкового образования являются язык и речь: учащиеся в процессе изучения русского языка должны осознать предназначенность языковых средств (языковой аспект) и особенности использования их в различных видах речевой деятельности в соответствии с целями и задачами общения (речевой и коммуникативный аспекты).

Процесс развития языковой и речевой личности должен быть взаимосвязанным и системным, способствующим реализации различных направлений: лингвистического (овладение русским языком как многоуровневой системой, правилами функционирования языковых средств в речи, нормами литературного языка); речевого (освоение способов выражения мысли посредством языка в разных видах речевой деятельности: выразительное чтение, правильное произношение, грамотное письмо, рефлексивное слушание); коммуникативного (овладение культурой речи, правилами речевого общения и умениями создавать самостоятельные связные устные и письменные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения); лингвокультурологического (постижение языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства развития интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры личности); историко-лингвистического (воспитание интереса к языку как средству связи между поколениями, воздействия и воспитания, осознание языка как формы проявления национального и личностного самосознания). Языковое и речевое развитие учащихся в контексте ценностно-ориентированной интеграции учебных предметов "Русский язык", "Русская литература", "Всемирная история. История Беларуси" позволит скоординировать все уровни языка не только на обучение предметным знаниям и умениям, но и на новую, дополнительную, интегрированную компетентностную систему знаний и умений, что соответствует современной социокультурной ситуации в республике, способствует развитию личности обучаемого и воспитанию "человека в культуре" и "человека культуры". Система знаний и умений включает следующие компетенции: 1) языковую, предполагающую владение знаниями о системе языка на всех его уровнях (фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правилами функционирования языковых средств в речи; нормами литературного языка; умениями пользоваться языком в различных ситуациях общения; 2) речевую — владение способами выражения мысли посредством языка в устной и письменной форме, умениями пользоваться языком в различных видах речевой деятельности; 3) коммуникативную, предполагающую владение культурой речи, правилами речевого общения и разными видами речевой деятельности; сформированность умений создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения; 4) лингвокультурологическую — владение знаниями о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения общечеловеческих и национальных (для русского и белорусского народов) идеалов, традиций, обычаев, ценностей и норм, регулирующих взаимодействие личностей и их поведение в обществе; сформированность социальных, духовно-нравственных качеств личности и её гражданской позиции.

Главная цель обучения русскому языку, единая для всех ступеней языкового образования, — свободное владение русским языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определённого объёма сведений о системе и структуре языка, его единицах и правилах функционирования языковых единиц в речи; умение отбирать и использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами общения; умение организовать речевое общение на основе усвоения социальных норм речевого поведения и т.д.

Общие задачи обучения русскому языку:

1) формирование и развитие языковой личности учащегося, его познавательной культуры:

– овладение учащимися основами науки о русском языке как о знаковой системе и общественном явлении; формирование представления об устройстве, развитии русского языка и его функционировании; формирование лингвистических понятий всех уровней системы языка;

– овладение учащимися лексическими, фонетическими, грамматическими средствами языка, нормами русского литературного языка (произносительными, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– формирование учебно-языковых (опознавательных, классификационных, аналитических) и правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков;

– формирование умений использовать средства языка с учётом основных его функций (познавательной, коммуникативной, эстетической) в различных видах речевой деятельности;

– развитие интеллектуальной сферы личности школьника, овладение навыками самоанализа, самооценки, языковедческой рефлексии при усвоении языкового учебного материала;

2) формирование готовности и способности учащихся к эффективному речевому общению:

– формирование речеведческих понятий как основы коммуникативных умений (речь, тип, стиль, жанр речи, текст, его признаки и др.);

– формирование умений отбирать средства языка всех уровней его системы в зависимости от речевой ситуации;

– формирование и развитие навыков речевого общения на репродуктивном (понимание информации, предъявленной в устной и письменной форме, её воспроизведение с разной степенью полноты и свёрнутости) и продуктивном (создание собственных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности) уровнях;

3) социокультурное развитие личности школьника:

– формирование представления о языке как форме закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, отражения его языковой картины мира;

– овладение учащимися знаниями о материальной и духовной культуре русского народа, о специфике социально-культурных стереотипов речевого поведения и этикета, обогащение речи учащихся единицами с национально-культурным компонентом семантики;

– формирование умений анализировать единицы языка с национально-культурным компонентом значения;

– формирование умения использовать единицы языка с национально-культурным компонентом семантики в собственной речи для успешного решения коммуникативных задач;

– формирование социально значимых черт личности на основе усвоения учащимися элементов культуры народа, его социальных норм и общечеловеческих ценностей.

Цель и задачи обучения русскому языку для каждой ступени общего среднего образования могут корректироваться на основе реализации преемственности, единых общедидактических и частнометодических принципов отбора содержания, что исключает дублирование в изучении отдельных языковых и речевых тем.

Цель обучения русскому языку для II и III ступеней общего среднего образования — сформировать у учащихся систему знаний о языке и речи; научить школьников эффективно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение), в избранных случаях применения языка; развивать интеллектуальную, духовно-нравственную, коммуникативную, гражданскую культуру учащихся.

Задачи обучения определяются на основе учёта возрастных особенностей учащихся, связанных с этапами формирования логического мышления и ведущими типами деятельности; преемственности знаний, умений и навыков, полученных на предыдущей ступени общего среднего образования.

Задачи, реализующие цель, определяются для каждой ступени обучения.

Задачи обучения русскому языку и воспитания учащихся на II ступени:

– языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис) и правил функционирования языковых средств в речи; норм русского литературного языка: произносительных (орфоэпических, акцентологических), речевых (лексических и стилистических), грамматических (словообразовательных, морфологических, синтаксических); орфографических и пунктуационных; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);

– формирование коммуникативных умений на основе овладения речеведческой теорией (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, стили речи, жанры речи, правила речевого общения), умений создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (речевая и коммуникативная компетенция);

– формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной и общемировой культуры (лингвокультурологическая компетенция);

– развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.

Задачи обучения русскому языку и воспитания учащихся на III ступени:

– расширение и углубление знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, орфография, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), закономерностях функционирования языковых средств в речи; расширение сведений об изобразительно-выразительных средствах русского языка, нормах литературного языка (орфоэпических, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных); развитие способностей анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления (языковая компетенция);

– развитие связной речи: обучение созданию текстов различных жанров и стилей речи на предложенную и самостоятельно избранную тему, в том числе литературную (речевая и коммуникативная компетенции);

– ознакомление учащихся с основами риторических знаний, обеспечивающих эффективное общение в любых речевых ситуациях (коммуникативная компетенция);

– расширение и углубление знаний учащихся о феномене культуры как системе общечеловеческих и национальных для русского и белорусского народов идеалов, традиций, обычаев, ценностей, норм, регулирующих взаимодействие личностей и их поведение в обществе; формирование социальных, духовно-нравственных качеств личности и её гражданской позиции (лингвокультурологическая компетенция).

III. Основные подходы к обучению русскому языку, принципы отбора содержания и обучения

 

Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу обучения языку и речи, являются системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный и лингвокультурологический.

Системно-функциональный подход предполагает усвоение системы русского языка, единиц разного уровня с точки зрения значения, строения и назначения в речи; отбор и организацию языкового материала для формирования языковой компетенции учащихся.

Коммуникативно-деятельностный подход определяет такую организацию и направленность занятий по русскому языку, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения учебного процесса к реальному процессу общения. Объектом обучения с позиции этого подхода является речевая деятельность во всех её видах. В основе коммуникативно-деятельностного подхода заложена не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности учащихся в предлагаемых ситуациях для эффективного усвоения знаний и развития умений и навыков, что способствует формированию коммуникативной компетенции.

Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку позволяет скоординировать все уровни владения языком на решение важной задачи — духовно-нравственного, эстетического, гражданского воспитания учащихся на основе взаимодействия языка, литературы, культуры, что даёт возможность приобщить учащихся к национальной, русской и мировой культуре.

Лингвокультурологический подход к обучению языку относится к деятельностному типу, реализация которого предполагает не только ознакомление с духовными ценностями, способами выражения которых являются язык, литература, искусство, история и др., но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями в процессе общения.

Ведущие принципы отбора содержания обусловлены системно-функциональным, коммуникативно-деятельностным, лингвокультурологи-ческим подходами к организации обучения русскому языку. Это системно-функциональный, дифференциально-систематический (в общеобразова-тельных учреждениях с белорусским языком обучения), функционально-семантический принципы; принципы преемственности, минимизации теоретических сведений с учётом их значимости для речевой деятельности, опоры на этнокультуру и текстоцентризм при отборе языкового дидактического материала.

Принципами обучения являются:

– антропоцентрический принцип, реализация которого предполагает обучение русскому языку, направленное на развитие и воспитание каждого учащегося с учётом перспективы его дальнейшего самообразования, самовоспитания, саморазвития;

– принцип взаимодействия теории языка с функционированием языковых единиц в речи, реализация которого нацелена на повышение эффективности процессов усвоения знаний и развития навыков речепроизводства, развития языкового самосознания личности;

– жанрово-стилистический принцип, реализация которого предполагает развитие связной устной и письменной речи учащихся;

– коммуникативный принцип, реализация которого обеспечивает овладение языком как средством общения, развитие коммуникативных способностей учащихся;

– принцип активной познавательной деятельности, обеспечивающий овладение знаниями, умениями и навыками в процессе познавательной деятельности.

 

IV. Содержание обучения русскому языку

На всех ступенях обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях ведущим подходом является коммуникативно-деятельностный. Все аспекты содержания образования по русскому языку подчинены обучению учащихся эффективному общению, свободному владению русским языком в различных сферах его применения. Содержание обучения русскому языку на всех ступенях среднего образования включает следующие компоненты:

■ знания о системе языка и речи;

■  знания об особенностях функционирования, языковых единиц в речи;

■  знания о нормах русского литературного языка;

■  знания и умения, необходимые для создания различных видов речевой деятельности;

■ культурно-речевые умения и навыки;

■ знания, связанные с отражением в языке истории, культуры русского и белорусского народов.

В содержание обучения русскому языку в начальной школе входят разделы: "Устная и письменная речь", "Звуки и буквы", "Слово", "Части речи", "Предложение", "Текст". В школах с белорусским языком обучения, кроме перечисленных разделов, изучаются также "Устный курс" и "Вводный курс".

Системно-функциональный подход к обучению предопределил выбор такого принципа построения содержания обучения русскому языку в V–IX классах, как линейно-опережающий, который наиболее соответствует современным требованиям к организации процесса обучения, развитию и воспитанию языковой личности. Линейность структуры содержания обучения обеспечивает последовательное, системное знакомство учащихся с многоуровневой организацией языка, опережение – параллельное формирование речевых и коммуникативных умений.

В соответствии с линейно-опережающим принципом в общеобразовательных учреждениях разделы русского языка изучаются линейно. Опережение осуществляется благодаря изучению лексики и фразеологии, словообразования, морфологии на синтаксической основе. Изучение начинается с пропедевтического раздела синтаксиса, позволяющего в дальнейшем изучение лексико-грамматических классов слов, их категорий и значений, специфики связей с другими словами осуществлять в структуре словосочетания, предложения, текста. Линейно-опережающий принцип даёт возможность осознавать языковые явления во взаимосвязи, постигать целостность системы языка, одновременно формировать и совершенствовать языковую, речевую и коммуникативную компетенции школьников.

Учебный материал для изучения в V–IX классах группируется по блокам с учётом основных содержательных линий и предъявляется учащимся как объект усвоения:

1. Язык и речь. Культура речи. Стили речи. Жанры речи. Текст.

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

3. Орфография.

4. Лексика и фразеология.

5. Грамматика.

5.1. Состав слова и словообразование.

5.2. Морфология.

5.3. Синтаксис и пунктуация.

Учебный материал по русскому языку для изучения в X–XI классах группируется с учётом двух основных содержательных линий: 1) знания о языке (лингвистические понятия, языковые явления); 2) знания речеведческого характера (сведения о тексте, стилистике, культуре речи, жанрах речи, культуре общения и др.) и предъявляется учащимся как объект усвоения:

  1. Общие сведения о языке.
  2. Грамматика текста.
  3. Речевое общение.
  4. Культура речи.
  5. Стилистика.
  6. Слово как основная единица языка.
  7. Орфография как система правил правописания.
  8. Предложение как основная коммуникативная единица.
  9. Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления.

 

V. Общая характеристика и особенности содержания обучения русскому языку по ступеням обучения

 

Структура школьного курса по русскому языку определяется:

– целями, задачами и содержанием школьного курса русского языка;

– возрастными особенностями учащихся, связанными с этапами формирования логического мышления, и ведущими типами деятельности, характерными для учащихся разных возрастных групп, а также с этапами речевого развития учащихся;

– преемственностью между этапами обучения, основывающейся на учете знаний, умений и навыков, которые были усвоены и сформированы на предыдущем этапе обучения;

– необходимостью перераспределения учебного материала между II и III ступенями общего среднего образования с целью повышения качества обучения русскому языку на основе переноса обобщающих тем в старшие классы.

На I ступени общего среднего образования предполагается:

– формирование первоначальных представлений о русском языке как многоуровневой системе, как средстве выражения и постижения культуры народа;

– формирование языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков, связанных с основными видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

– формирование произносительных и орфографических умений и навыков;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, культуры их умственного труда.

В VIX классах предполагается:

– формирование целостного представления о системе русского языка, его национально-культурной ценности, особенностях исторического развития, формах существования и функциях, о литературном языке и его стилях;

– расширение сведений о богатейших ресурсах русского языка;

– формирование, развитие и совершенствование языковой компетенции, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе научных знаний о системных отношениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностей.

В содержание обучения русскому языку в XXI классах в качестве основных компонентов входят:

– общие сведения о языке (русский язык как развивающееся явление; русский язык как один из государственных языков; функции языка);

– грамматика текста;

– стилистика как раздел науки о языке;

– совокупность норм русского литературного языка;

– изобразительно-выразительные возможности и текстообразующая роль единиц языка;

– формы, условия и правила речевого общения.

В X–XI классах предполагается:

– формирование способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления в текстах разных функциональных стилей литературного языка;

– развитие способности речевого самосовершенствования учащихся: создание вторичных текстов (изложений с грамматическим, стилистическим, творческим заданиями); создание текстов различных жанров и стилей речи на предложенную и самостоятельно избранную тему, в том числе литературную.

Развитию познавательных интересов учащихся, их способностей, активности и самостоятельности в приобретении новых знаний способствуют факультативные занятия (V–XI кл.).

Задачи, решаемые факультативными занятиями:

– формирование языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций, которые должны стать основой лингвистического мировоззрения учащихся, т.е. их представлений о языке человека в целом, о происхождении языка и его развитии, многообразии языков мира;

– совершенствование речевой культуры и общей культуры, приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Основные положения, представленные в концепции, реализуются в образовательном стандарте, учебных программах, учебниках и методических пособиях по русскому языку.