Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(I—XI классы)

 

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.

 

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;

— воспитание средствами литературы гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию;

— развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащегося;

— развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.

 

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):

 

— формирование коммуникативно-речевой и читательской деятельности на русском языке, обогащение и расширение словаря учащихся, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка;

— развитие интереса к книгам и чтению на русском языке, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с фонетико-орфоэпическими нормами русского языка и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.

 

На ІІ ступени общего среднего образования:

— выработка навыков целостного — концептуального и эмоционального — восприятия художественного произведения, развитие читательской культуры и культуры понимания авторской позиции;

— формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение художественно выраженных гуманистических ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова;

— формирование культурологической компетенции, развитие представления о литературе как социокультурном феномене;

— развитие специальных художественно-творческих способностей;

— развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, выразительного чтения произведений различных жанров.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования:

— изучение выдающихся произведений русской и мировой литературы;

—              развитие социально значимого, гражданского, активного отношения личности к своей стране и миру;

—              развитие психо-эмоциональной сферы личности, эстетических вкусов и потребностей;

—              формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей;

—              развитие интеллектуальных способностей;

—              формирование культурологической компетенции;

—              развитие коммуникативной компетенции;

—              формирование литературно-творческих умений и навыков.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;

 

литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;

 

литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова и выражения);

 

читательские умения:

— читать правильно, осознанно, целыми словами вслух и молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами выразительности (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с правильностью и выразительностью;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— давать свою оценку поступку героя;

— находить с помощью выборочного чтения описание главного героя;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно, выборочно и кратко (с помощью учителя) пересказывать прочитанное по плану;

— составлять устный рассказ про героя эпического произведения (выборочный пересказ), рассказ по картине и иллюстрации;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— сочинять скороговорки, загадки, небольшие сказки и занимательные истории;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей;

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):

 

— произведения русского фольклора: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;

 

литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;

 

литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова);

 

читательские умения:

— читать правильно, осознанно, выразительно вслух целыми словами с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка:

— правильно произносить при чтении специфические русские звуки [г], [г'], [р'] [ч'], [щ'], [д'], [т'];

— правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге;

— правильно произносить при чтении парные звонкие согласные на конце слова и в середине слова перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка),

— произносить при чтении звук [л] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк;

звук [в] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев);

— произносить при чтении [й] в словах, оканчивающихся на -ый, -ий,  -ой; -[ово], -[ево] в прилагательных и местоимениях род. п. ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[цца]в глагольных формах (купаться);

— правильно произносить при чтении буквосочетания жи, ши, же, ше;

— соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах, у которых в русском и белорусском языках не совпадает место постановки ударения (крапива, ремень, верба и др.);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка;

— правильно и осмысленно читать молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, эмоциональный тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с задачей выразительного чтения;

— правильно называть прочитанное произведение (фамилия автора, заглавие);

— прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам;

— выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного;

— объяснять лексическое значение непонятных слов через контекст и с помощью словаря, удерживать их в памяти;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— характеризовать героя на основании его поступка, давать свою оценку поступку героя;

— находить в тексте описания действующих лиц и описания природы;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно пересказывать прочитанное по плану;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— различать практически жанры устного народного творчества (загадка, скороговорка, пословица, сказка, былина); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворное произведение, басня);

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

— находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— работать со справочной литературой: словарями, справочниками, детскими энциклопедиями;

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей.

 

На ІІ ступени общего среднего образования:

—              произведения фольклора;

—              художественные произведения классической и современной русской литературы;

—              произведения зарубежных авторов;

—              теоретико-литературные знания: устное народное творчество и его жанры; фольклор и литература; роды литературы (эпос, лирика, драма); героическое и трагическое в искусстве; тема и идея художественного произведения; характер литературного героя и средства его раскрытия; приключенческая и фантастическая литература; ирония, юмор, сатира; ритм, рифма, интонация; стопа, строфа; изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора, неологизм), аллегория; иносказание; антитеза; гротеск; типы речи в тексте (описание, повествование, рассуждение); двухсложные, трёхсложные размеры стиха; авторская идея как основа целостности произведения; жизненная правда и художественный вымысел в литературе; стиль произведения и индивидуальный стиль писателя; подтекст в литературном произведении;

—              историко-литературные знания: время написания произведения и время, отражённое в тексте; основные факты жизни и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования:

— произведения русской классики и современной литературы, имеющие художественно-эстетическую ценность, получившие общественное признание, отвечающие потребностям образовательного процесса;

— отдельные произведения классической мировой литературы;

— произведения русскоязычных писателей Беларуси.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

Учащийся должен

знать:

— взаимовлияние устного народного творчества и литературы;

— литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (миф, сказка, летописание, поучение, сказание, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма, драма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение);

— литературное произведение как идейно-художественное единство;

— некоторые факты биографии писателя, имеющие отношение к изучаемому произведению;

— историю и реальные истоки создания изучаемых произведений;

— время создания произведения и время, изображённое в нём;

— тему и идею художественного произведения;

— характер литературного героя и средства его изображения (портрет, речь, художественная деталь, авторская характеристика, пейзаж);

— сведения о сюжете и элементах композиции произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог);

— сведения о юморе, сатире, сатирических приёмах;

— изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола), стилистические фигуры (антитеза);

— сведения о прозаической и стихотворной речи (ритм, рифма, стопа, строфа);

— сведения о научно-фантастической и приключенческой литературе;

уметь:

— различать эпические, лирические и драматические произведения, их жанровые разновидности (басня, рассказ, повесть, песня, лирическое стихотворение, поэма, баллада, комедия, трагедия, драма);

— воспринимать произведение на эмоционально-образном уровне, представлять изображённые картины, героев;

— определять тему, идею художественного произведения;

— выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его как художественную целостность;

— выделять элементы сюжета, понимать их роль в произведении;

— характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

— сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— давать собственную аргументированную оценку изученному произведению;

— сопоставлять произведение с близкими по тематике произведениями белорусской литературы;

— пересказывать устно и письменно (подробно, кратко, выборочно, с сохранением особенностей стиля, с домысливанием, фантазированием) эпические произведения или их фрагменты;

— создавать инсценировки по отдельным эпизодам литературного произведения;

— готовить устные и письменные сочинения разного жанра на основе жизненных впечатлений и художественных произведений;

— создавать литературные произведения определённого жанра;

 

владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного, выделения главного в процессе сопоставления изученных произведений;

— навыками сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему, а также с его кино- и телеэкранизациями;

— разными видами литературно-творческой деятельности;

— умениями и навыками устной и письменной речи, логичного и выразительного высказывания мыслей.

 

4.2. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Учащийся должен

знать:

— этапы и закономерности русского и мирового литературного процесса;

— особенности основных родов и жанров; 

— основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, изучаемых текстуально;

— основные факты жизненного и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически;

— содержание художественных произведений для текстуального изучения, а также произведений из списка для дополнительного чтения;

— основные теоретико-литературные понятия, необходимые для самостоятельного анализа и оценки художественных произведений (модернизм как основа более поздних эстетических систем; творческая эволюция писателя; реальное и фантастическое в искусстве; художественный образ; образ-символ; образность поэтического слова; поэтический синтаксис; индивидуальность стиля и др.);

— стихотворения и отрывки из прозы, рекомендованные для заучивания наизусть;

 

уметь:

— определять род и жанр произведения;

— выявлять художественную целостность произведения, функциональное, идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов;

— анализировать художественное произведение (его эпизод, сцену), используя сведения по истории и теории литературы;

— сопоставлять произведения русской и белорусской литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие;

— выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

— аргументированно выражать своё отношение к прочитанному произведению;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы;

— составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы;

 

владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного и самостоятельно прочитанного художественного, критического, публицистического материала при сопоставлении и анализе произведений;

— умением сравнивать содержательно-стилевую специфику литературных произведений и живописных, музыкальных, архитектурных и др.;

— разными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, реферата, доклада, рецензии);

— навыками работы с научно-критической и исследовательской литературой по изучаемой теме.