Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

(1—9 классы)

 

  1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

I ступень общего среднего образования

Формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры.

 

II ступень общего среднего образования

Формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся.

 

  1. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

I ступень общего среднего образования

– удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;

– формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;

– формирование опыта трудовой деятельности, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда как необходимым условием успешной социализации;

– воспитание культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;

– формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

 

II ступень общего среднего образования

– формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приёмов труда;

– развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

— воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

I ступень общего среднего образования

Общая технология

Человек, природа и мир технологий. Стадии и этапы технологии. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.

Технология обработки материалов

Выполнение технологических операций при обработке конструкционных материалов вручную.

Технологические операции: разметочные (разметка сгибанием, с помощью шаблона (лекала), трафарета, чертежных инструментов), обработочные (обрывание, резание, сгибание, скручивание, наклеивание, продергивание нитей ткани, отделка украшающими швами, плетение, прокалывание отверстий, гибка, правка), сборочные (склеивание, нанизывание, связывание, сшивание, соединение с помощью пластилина, проволоки, штырьков).

Конструкционные материалы: бумага, картон, текстильные, природные и нетрадиционные материалы (шпагат, картонажные изделия, пластмассы, древесина, металл (проволока)).

Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, угольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея, мел портновский, иглы, нитковдеватель, наперсток, портновские булавки, стеки, скобосшиватель (степлер), дырокол, шило, кусачки.

Технология народных ремёсел 

Основное понятие и простейшие приемы работы при изготовлении изделий в технике ремесел: вытинанка, флористика, соломоплетение, вязание крючком, вышивка.

Технология растениеводства 

Уход за комнатными растениями.

Посадка, уход за цветочно-декоративными растениями в открытом грунте.

Технология хозяйствования 

Самообслуживание; создание имиджа школьника (уход за собой, за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды), сервировка стола; культура поведения за столом и в гостях. Подготовка и проведение праздника. Уход и мелкий ремонт книг.

 

II ступень общего среднего образования

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

Обработка древесины

Мастерская для обработки древесины. Общие правила безопасной работы. Общие сведения о лесной и деревообрабатывающей промышленности. Понятие о дереве и древесине. Основные свойства древесины. Виды пиломатериалов и листовых древесных материалов. Экономное использование материалов.

Понятие о материале, заготовке и изделии, припуске. Графическая и технологическая документация. Общее понятие о технологическом процессе. Понятие о технологической операции и технологической карте. Виды ручной и механической обработки древесины. Учебное место. Технологии выполнения технологических операций. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы.

Обработка металлов

Мастерская для обработки металлов. Общие правила безопасной работы. Общие сведения о металлообрабатывающей промышленности. Общие сведения о чёрных металлах и сплавах. Виды проволоки, тонколистового металла, сортового проката. Экономное использование материалов.

Графическая и технологическая документация. Понятие о развёртке. Виды ручной и механической обработки металлов. Учебное место. Технологии выполнения технологических операций. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы.

Моделирование

Общие сведения о моделировании (авто-, авиа- и судомоделирование). Понятие о модели. Виды и общее устройство авто-, авиа- и судомоделей.

Графическая и технологическая документации на изготовление моделей. Понятие о маршрутной карте. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии моделирования. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование. 

Конструирование

Общие сведения о конструировании. Понятие о конструкции изделия. Виды конструкционных материалов. Понятие о типовой детали. Виды соединений деталей. Понятие о механизме. Понятие о машине.

Принципы и способы конструирования. Понятие о технике и транспорте. Общие сведения о художественном конструировании. Понятие о композиции изделия. Свойства композиции изделия.

Графическая и технологическая документация на изготовление изделий. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии изготовления изделий. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование.

Выжигание и резьба по древесине

Общие сведения о художественной обработке конструкционных и природных материалов. Понятие о выжигании по древесине. Общие сведения о резьбе по древесине.

Графическая и технологическая документация на изготовление изделий с элементами выжигания и резьбы по древесине. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии выжигания и резьбы по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование. 

 

Аппликация и плетение из соломки, бересты; деревянная мозаика (интарсия); лесная скульптура

Общие сведения о художественной обработке природных материалов. Виды природных материалов. Понятия об аппликации и плетении из соломки, бересты, о деревянной мозаике (интарсии), лесной скульптуре.

Графическая и технологическая документация. Экономное использование материалов. Учебное место. Технологии выполнения аппликации и плетения из соломки, бересты, деревянной мозаики, изготовления лесной скульптуры. Инструменты, приспособления и учебное оборудование. Правила безопасной работы. Творческое проектирование. 

 

ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД

Основы приготовления пищи

Кулинария. Состав пищевых продуктов. Рациональное питание. Режим и нормы питания. Меню.

Снижение содержания нитратов и радионуклидных элементов.

Учебное место для обучения способам приготовления пищи. Инструменты, приспособления, оборудование для приготовления пищи. Посуда. Классификация посуды.

Основные сведения о пищевых продуктах. Доброкачественность продуктов. Условия и способы хранения продуктов. Первичная и тепловая обработка продуктов.

Ассортимент блюд, напитков, изделий из теста, технология их приготовления. Требования к качеству, правила подачи.

Консервирование.

Сервировка стола. Столовое бельё. Правила пользования приборами, подачи и употребления блюд и напитков.

Ежедневные трапезы, трапезы, связанные с праздниками календарного цикла, обрядами семейного цикла. Обрядовая и праздничная кухня. Особенности приготовления традиционных белорусских блюд и напитков. 

Обработка текстильных материалов

Учебное место в швейной мастерской. Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении швейных изделий.

Текстильные волокна. Строение, волокнистый состав, свойства тканей. Ассортимент тканей и текстильных материалов. Нетканые материалы. Трикотажное полотно. Текстильные предприятия Республики Беларусь.

Классификация швейных машин. Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Эксплуатация и уход за швейной машиной.

Машинные швы.

Моделирование и конструирование швейных изделий. Технология изготовления швейных изделий бытового назначения. Виды отделки. Влажно-тепловая и окончательная обработка. Экономное использование материалов.

Виды швейных изделий. Классификация одежды. Понятие пропорции. Размеры одежды. Стиль одежды. Аксессуары. Рациональный гардероб.

Уход за одеждой и текстильными изделиями бытового назначения.

Основы домоводства

Дизайн интерьера. Световое оформление и цветовое решение интерьера.

Функциональные зоны жилища. Предметное наполнение интерьера. Мебель и её размещение. Текстиль. Декоративное оформление интерьера. Растения в интерьере. Бытовая техника.

Уборка квартиры. Бытовая химия.

Национальные и семейные традиции. Особенности организации праздников. Выбор подарков и их оформление. Культура поведения в семье, гостях. Виды приёмов.

Этикет делового человека.

Домашняя экономика. Ориентация на рынке товаров и услуг.

Основы выращивания растений

Комнатные растения и их виды. Декоративные растения. Газоны и газонные травы. Озеленительные комплексы. Цветники. Овощные, плодово-ягодные культуры.

Почва и почвенный грунт. Удобрения. Агротехника выращивания растений. Декоративные деревья и кустарники. Садовый инвентарь и оборудование. Вредители и болезни растений.

Осенние и весенние работы на пришкольном участке.

Способы уборки и хранения урожая.

Основы декоративно-прикладного творчества

Виды декоративно-прикладного творчества в Республике Беларусь. Народные традиции в современных технологиях художественной обработки материалов.

Организация учебного места. Инструменты, приспособления и учебное оборудование, используемые при выполнении работ.

Виды и свойства используемых материалов, их экономное использование.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

Учащийся должен:

знать:

— назначение и оснащение мастерской для обработки древесины; мастерской для обработки металлов;

— общие сведения о лесной и деревообрабатывающей, а также о металлообрабатывающей промышленности;

— понятия «дерево» и «древесина»; «материал», «заготовка», «изделие»; «припуск»; «технологическая операция», «технологическая карта»; «развёртка»; «модель»; «маршрутная карта»; «конструкция изделия»; «типовая деталь»; «механизм», «машина»; «техника», «транспорт»; «композиция изделия»; «выжигание по древесине»; «аппликация из соломки»; «плетение из соломки»; «аппликация из бересты», «плетение из бересты»; «деревянная мозаика (интарсия)»; «лесная скульптура»;

— основные свойства древесины;

— виды пиломатериалов и листовых древесных материалов;

— виды ручной и механической обработки древесины;

— общие сведения о чёрных металлах и сплавах;

— виды проволоки, тонколистового металла и сортового проката, их получение и применение;

— виды ручной и механической обработки металлов;

— общие сведения о моделировании (авто-, авиа- и судомоделирование),

— виды и общее устройство моделей;

— технологии моделирования;

— общие сведения о конструировании;

— виды конструкционных материалов;

— принципы и способы конструирования;

— общие сведения о художественном конструировании;

— свойства композиции изделия;

— общие сведения о художественной обработке конструкционных и природных материалов;

— общие сведения о резьбе по древесине;

— технологии выжигания и резьбы по древесине;

— общие сведения о художественной обработке природных материалов;

— виды природных материалов;

— технологии выполнения аппликации и плетения из соломки, бересты; деревянной мозаики, изготовления лесной скульптуры;

— графическую и технологическую документацию;

— общее понятие о технологическом процессе;

— определения и технологии выполнения технологических операций;

— общие правила безопасной работы;

уметь:

— организовывать учебное место;

— экономно использовать материал;

— соблюдать общие правила безопасной работы в мастерской для обработки древесины и обработки металлов;

— определять и выполнять технологические операции;

— пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием;

— определять основные свойства древесины;

— распознавать различные виды пиломатериалов и листовых древесных материалов;

— определять виды ручной и механической обработки древесины;

— различать чёрные металлы и сплавы;

— читать и оформлять графическую документацию, разрабатывать технологическую документацию;

— выполнять чертёж развёртки;

— определять виды ручной и механической обработки металлов;

— распознавать виды и общее устройство моделей;

— читать и разрабатывать маршрутные и технологические карты;

— изготавливать модели;

— определять виды конструкционных материалов, соединений деталей;

— определять принципы и способы конструирования; различать и использовать свойства композиции изделия;

— выбирать материал для резьбы по древесине;

— выполнять основные приёмы резьбы по древесины;

— выполнять выжигание и резьбу по древесине;

— различать виды природных материалов;

— выполнять аппликацию и плетение из соломки, из бересты; деревянную мозаику; изготавливать простые лесные скульптуры;

 

ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД

Учащийся должен:

знать:

- основные сведения о пищевых продуктах;

- способы определения доброкачественности продуктов питания, правила их хранения;

- виды обработки пищевых продуктов;

- виды посуды, инструментов, приспособлений и оборудования для приготовления пищи;

- способы приготовления пищи;

- технология приготовления блюд, напитков и изделий из теста;

- требования к качеству готовых изделий;

- правила застольного этикета и сервировки стола;

- о структуре семейного бюджета и рациональном ведении домашнего хозяйства;

- виды и свойства текстильных, нетканых материалов; трикотажные полотна;

- признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани, направление нитей основы и утка;

- устройство швейной машины, причины возникновения неполадок при работе на ней и способы их устранения;

- виды машинных швов;

- технологическую последовательность изготовления швейных изделий бытового назначения и способы влажно-тепловой обработки;

- классификацию одежды;

- размеры одежды, стили в одежде;

- особенности ухода за изделиями из текстильных материалов;

- основные компоненты и средства оформления интерьера;

- характеристику функциональных зон квартиры;

- назначение и основные виды мебели;

- назначение и основные виды бытовой техники;

- правила выбора и оформления подарков;

- о традициях, их формировании и сохранении;

- виды и правила приема гостей;

- основы домоводства;

- этикет делового человека;

-ассортимент, виды, сорта и агротехнологию выращивания овощных, плодово-ягодных культур, декоративных растений для озеленительных комплексов, газонных трав и ковровых культур, вьющихся растений, декоративных деревьев и кустарников;

- виды цветников, требования к их устройству;

- правила построения ландшафтных композиций;

- способы и правила размножения растений;

- виды почвы и удобрений,

- закономерности севооборота растений;

-  методы борьбы с вредителями и болезнями растений;

 

 

- виды работ в осенний и весенне-летний период на учебно-опытном участке;

- виды рукоделия;

- технологию изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;

уметь:

- определять доброкачественность продуктов питания;

- пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для приготовления пищи;

- выполнять технологические операции по обработке пищевых продуктов, приготовлению блюд, изделий из теста и напитков;

- оформлять готовые кулинарные и кондитерские изделия;

- составлять меню;

- сервировать стол;

- составлять план рационального использования семейного бюджета;

- определять лицевую и изнаночную стороны, волокнистый состав, способы отделки ткани;

- учитывать свойства ткани при изготовлении изделия;

- работать на швейной машине;

- строить чертёж и моделировать изделие бытового назначения;

- рассчитывать количество ткани, необходимое для изготовления швейного изделия;

- производить раскрой изделия, экономно расходовать материалы;

- изготавливать швейные изделия бытового назначения;

- проверять качество выполненных операций.

- определять размер одежды;

- осуществлять уход за изделиями из текстильных материалов, искусственного меха и кожи;

- определять основные стили интерьера;

-выбирать вариант цветового и светового решения интерьера квартиры;  

- составлять варианты оформления комнаты;

- рационально размещать мебель;

- пользоваться бытовой техникой;

- выполнять основные виды домашних работ;

- правильно вести себя за столом, в гостях;

- оформлять подарок;

- изготавливать изделия для украшения интерьера; оформления праздничного стола;

- производить посев семян, посадку луковиц и клубней, высадку рассады;

- осуществлять уход за растениями;

- осуществлять сбор семян, уборку клубней и луковиц многолетников, овощных культур (без применения сельскохозяйственной техники);

- обеспечивать сохранность урожая;

- выбирать необходимые основные, вспомогательные и отделочные материалы для рукоделия, экономно расходовать материалы;

- изготавливать изделия;

- соблюдать правила безопасной работы.