Get Adobe Flash player

Утверждено

Приказ

Министерства образования Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»

 

  1. 1. Общие положения

Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.

Большое значение графический язык приобретает в связи с реализацией в стране государственных экономических программ, развитием науки, высоких технологий, культуры и пр. Вследствие этого возникает необходимость подготовки школьников к овладению элементами графического языка, приобщению их к графической культуре общества как совокупности достижений человечества в области создания и использования графических информационных средств.

Черчение в IX классе необходимо рассматривать как обобщающую дисциплину. Она должна систематизировать знания учащихся о графических изображениях, полученные ими на уроках трудового обучения, математики, изобразительного искусства и других предметов.

В то же время необходимо показать практическую направленность изучаемого материала в школьной, бытовой и производственной сферах. Для установления межпредметных связей на уроках при изложении материала, во внеклассной работе следует максимально использовать примеры из других учебных дисциплин, иллюстрирующие графическое отображение информации о предметах и явлениях, рассматриваемых в них.

На факультативных занятиях возможно углублённое изучение «Черчения» на второй ступени общего среднего образования, а также продолжения изучения данного предмета на третьей ступени.

 

  1. 2. Цель и задачи учебного предмета «Черчение»

 

Графический компонент образования должен обеспечить у учащихся формирование такой совокупности рациональных приёмов выполнения и чтения различных изображений, которая позволила бы им в той или иной мере ориентироваться в большом объёме современных графических информационных средств. Эта совокупность должна быть нормой, «стандартом» графического образования школьника.

Основной целью учебного предмета «Черчение» является формирование приёмов чтения и выполнения различных изображений, позволяющих ориентироваться в современном мире графических информационных средств, приобщаться к графической культуре, овладевать графическим языком как средством общения людей различных профессий.

Реализация этой цели предполагает решение задач: 

— формирование у учащихся системы знаний о графических изображениях, видах графической информации, стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

— овладение учащимися приёмами анализа графической информации об изделиях, чтения в установленном порядке такой информации;

— развитие у учащихся пространственных представлений, эстетического вкуса, воспитание положительных качеств личности;

— ознакомление с компьютерными технологиями, использованием ЭВМ для получения графических документов;

— подготовка учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в школьной и повседневной практике, к конструкторско-технологической деятельности, дизайну.

  1. 3. Содержание образования по учебному предмету «Черчение»

 

Типы графических изображений. Чертёж в прямоугольных проекциях, эскиз, технический рисунок, вид, сечение, разрез, аксонометрическая проекция, схема, формы представления информации в прикладной графике.

Графические системы и средства получения изображений. Графические способы отображения информации о предметах, в том числе путём проецирования. Системы визуальной информации, средства графического языка (изобразительные, знаковые). Порядок формирования изображений (ручной, компьютерный). Правила выполнения конструкторской документации по ЕСКД (графической и текстовой). Чертежи различного назначения, приёмы их чтения.

Формообразование. Объекты графических изображений, их пространственная характеристика. Поверхности и тела, геометрические элементы формы, её анализ, преобразование.

 

  1. 4. Проверка уровня графической подготовки

 

Проверка графической подготовленности учащихся осуществляется с помощью текущего и тематического контроля. Общие требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в программе учебного предмета.

 

 

 

5. Состав и структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс по предмету «Черчение» для общеобразовательных учреждений состоит:

— из учебной программы;

— учебника, учебного пособия;

— учебно-методических пособий;

— таблиц;

— рабочих тетрадей;

— дидактических материалов;

— аудиовизуальных и электронных средств обучения.