Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» (I—XI классы)

1. Цель изучения предмета

 

Целью изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей.

 

 

2. Задачи изучения предмета

 

I ступень общего среднего образования

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в младшем школьном возрасте:

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

— двигательных умений и навыков, составляющих содержание «школы движений»;

— способов деятельности, необходимых для подвижных игр;

— духовно-нравственных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности.

Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:

— потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

— бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

— таких черт характера, как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении поставленной цели.

 

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

— освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами физической культуры;

— укрепление физического здоровья;

— развитие координационных и кондиционных способностей;

— содействие разностороннему физическому развитию;

— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

— повышение умственной работоспособности.

 

II ступень общего среднего образования

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в среднем школьном возрасте:

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта.

Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:

— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

— таких черт характера, как дисциплинированность, доброжелательность, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;

— координационных и кондиционных способностей;

— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

— освоение навыков здорового образа жизни;

— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

— содействие укреплению здоровья учащихся, всестороннему их физическому развитию;

— повышение умственной и физической работоспособности.

К прикладным задачам учебного предмета, обеспечивающим успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности учащихся, относятся:

—  обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;

— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.

 

III ступень общего среднего образования

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в старшем школьном возрасте:

— убеждения в необходимости здорового образа жизни;

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий избранными видами спорта;

— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта;

— современных оздоровительных технологий, представляющих интерес для учащихся.

Воспитательные задачи учебного предмета: содействие развитию и закреплению:

— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

— координационных и кондиционных способностей;

— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

— таких черт характера, как дисциплинированность, честность, коллективизм, отзывчивость, смелость, доброжелательность, настойчивость в достижении цели.

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

— освоение навыков здорового образа жизни;

— содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;

— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

— повышение умственной и физической работоспособности.

К прикладным задачам учебного предмета относятся:

— обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;

— формирование знаний, умений, навыков, кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;

— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.

 

3. Содержание образования

по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

I ступень общего среднего образования

Олимпийский путеводитель

Представление об Олимпийских играх: мифы и легенды древности, программа и участники Олимпийских игр.

Современные Олимпийские игры. Их значение, символика, ритуалы. Честная игра в спорте. Олимпийские правила честной игры. Олимпийская награда за благородный поступок.

Зимние и летние Олимпийские игры. Виды спорта, включённые в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Олимпийская Беларусь. Олимпийские чемпионы — гордость белорусской нации.

Формирование культуры здоровья и здорового физически активного образа жизни средствами физической культуры

Двигательный режим школьника. Режим учебного и выходного дня учащихся I—IV классов. Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня.

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья. Правила формирования и сохранения правильной осанки.

Закаливание. Значение закаливания для здоровья. Простейшие приёмы и правила закаливания.

Представление о физическом развитии и его показателях. Влияние занятий физической культурой на физическое развитие.

Понятие о физической подготовленности. Правила выполнения тестов физической подготовленности.

Влияние физических упражнений и подвижных игр на организм занимающихся.

Значение и правила здорового образа жизни.

Правила выполнения комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Представления о длине тела и массе тела, частоте сердечных сокращений, частоте дыхания и правила их измерения.

Правила безопасного поведения во время занятий по физической культуре.

Формирование школы движений 

Строевые упражнения. Обучающие подвижные игры с элементами строя. 

Разновидности ходьбы. Обучающие подвижные игры и соревновательные задания с ходьбой.

Разновидности бега. Бег на дистанции от 30 до 1000 м. Бег на расстояние за различное время от 1 до 6 мин. Развивающие подвижные игры с бегом.

Прыжки на месте на двух ногах, на месте на двух ногах с поворотами на 180º, на месте на одной ноге; в длину с места толчком двух ног, в длину с разбега, в высоту с места, в высоту с разбега, многоскоки с места на двух и на одной ноге. Обучающе-развивающие подвижные игры с прыжками.

Метание теннисного мяча с места в цель, с места на дальность. Броски и ловля мяча. Обучающие подвижные игры с бросками и ловлей мяча.

Акробатические упражнения: группировки, перекаты, кувырок вперёд, стойка на лопатках, «мост» из положения лёжа на спине.

Способы передвижения на лыжах: ходьба переступанием, скольжение на двух лыжах, спуски с гор, подъёмы в гору, повороты на месте. Обучающие подвижные игры.

Плавание. Скольжение на груди и спине. Способы плавания «кроль на спине» и «кроль на груди». Плавание до 25 м. Обучающие подвижные игры на воде.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами для развития двигательно-координационных способностей (точно дифференцировать и воспроизводить пространственные, временные и силовые характеристики движений, сохранять равновесие, точно реагировать на изменяющиеся ситуации, согласовывать одновременные и последовательные движения различными частями тела, воспроизводить ритм движения; согласовывать свои движения с движениями партнёров).

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами для развития кондиционных (скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, гибкости, выносливости) способностей.

Физическая подготовка, рекреация, оздоровление

Развитие способности:

точно дифференцировать и воспроизводить пространственные характеристики движений;

точно дифференцировать и воспроизводить временные характеристики движений;

точно дифференцировать и воспроизводить скоростно-силовые характеристики движений;

сохранять равновесие;

точно, быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся ситуации;

согласовывать одновременные и последовательные движения различными частями тела;

точно воспроизводить ритм движения;

согласовывать свои движения с движениями партнёров.

Развивающие и развивающе-обучающие подвижные игры и соревновательные задания для развития двигательно-координационных способностей.

Соревновательные задания на лучший результат в тестах на координацию движений.

Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости.

Развивающие и развивающе-обучающие подвижные игры и соревновательные задания для развития кондиционных способностей.

Соревновательные задания на лучший результат в тестах.

II ступень общего среднего образования

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни средствами физической культуры

Обеспечение безопасности занятий.

Правила:

безопасного поведения во время уроков и самостоятельных занятий по физической культуре;

передвижения к месту занятий физической культурой на открытом воздухе индивидуально и группами;

поведения в общественном транспорте;

подготовки безопасных мест занятий;

страховки, самостраховки;

оказания первой доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшему при ушибах, вывихах, обморожениях;

поведения во время массовых спортивных и зрелищных мероприятий, связанных с большим скоплением людей.

Методика самоконтроля.

Понятие самоконтроля в физическом воспитании.

Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Тестовые упражнения учебной программы — объективные показатели самоконтроля уровня физической подготовленности.

Норма веса и окружности грудной клетки для своего роста. Норма ЧСС и ЧД в покое для своего возраста. Допустимая норма ЧСС во время физкультурных занятий. Измерение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания после дозированной нагрузки.

Правила выполнения тестовых упражнений. Правила самооценки развития основных физических качеств и уровня общей физической подготовленности. Критерии измерения выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Задачи, показатели, методические рекомендации для предварительного, текущего, этапного самоконтроля.

Гигиенические знания.

Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и умственную работоспособность. Общие требования к упражнениям, повышающим умственную работоспособность в процессе выполнения домашних заданий.

Индивидуальные показатели физического развития: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Влияние физкультурных и спортивных занятий на физическое развитие.

Влияние общей физической подготовки на физическую и умственную работоспособность учащегося. Профилактика умственного перенапряжения средствами физической культуры.

Закаливание. Значение закаливания для здоровья. Правила закаливания с помощью воздушных ванн и водных процедур в различные времена года.

Гигиена одежды учащегося. Правила соблюдения гигиены тела в различные времена года.

Оптимальный двигательный режим учащихся в учебные и выходные дни.

Влияние оптимального двигательного режима на динамику умственной работоспособности учащихся в течение учебного года.

Комплексы физических упражнений, повышающие умственную работоспособность в процессе самоподготовки в различное время года.

Методика самостоятельных занятий. 

Понятие об общей физической подготовке человека. Значение уровня физической подготовленности для здоровья учащегося.

Понятие об учебном задании (УЗ) для физической подготовки.

Понятие и правила регулирования физической нагрузки.

Правила построения системы УЗ в процессе самостоятельных занятий, направленных на развитие силы и силовой выносливости.

Понятие о правильной раскладке сил в беге на расстояние в заданное время.

Правила проведения изучаемых спортивных игр.

Правила проведения подвижных игр в различные времена года.

Здоровый образ жизни. 

Понятие о здоровье человека и здоровом образе жизни.

Основные преимущества и требования здорового образа жизни. Влияние вредных привычек на состояние здоровья, физическое развитие, двигательные способности человека.

Двигательная активность в здоровом образе жизни, её влияние на здоровье человека.

Понятие об общей физической подготовке, гиподинамии, гипердинамии, оптимальной двигательной активности.

Использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха — условие здорового образа жизни.

Профилактика заболеваний средствами физической культуры. 

Олимпизм и олимпийское движение

Истоки возникновения Олимпийских игр. Легенды и реальность Олимпии. Олимпийские идеалы. Олимпийские игры – великий праздник древности. Расцвет и упадок античных Олимпиад.

Олимпийские игры современности. Пьер де Кубертен – основоположник современных Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые Олимпийские игры в Афинах 1896 года. Первые зимние Олимпийские игры (1924 г.). Отечественные спортсмены на олимпийской арене и их достижения (1952—1994 гг.).

Дебют белорусских олимпийцев в Хельсинки (1952 г.). Олимпийские медали белорусских спортсменов в Мельбурне (1956 г.). Триумф белорусских спортсменов на Олимпийских играх 1960—1990 гг.

Дебют национальной олимпийской команды Республики Беларусь на зимних и летних Олимпийских играх.

Международный олимпийский комитет. Олимпийская хартия – единый кодекс правил и условий проведения Олимпийских игр. Крупнейшие международные соревнования: чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры.

Основные ценности олимпизма, провозглашённые в Олимпийской хартии. Влияние олимпийских идеалов на формирование нравственных отношений учащихся к физическому и духовному самосовершенствованию. Вклад белорусских олимпийцев в пропаганду идеалов олимпизма и здорового образа жизни подрастающего поколения.

Олимпийская символика, её значение.

Содержание ритуалов открытия и закрытия Олимпийских игр: эстафета олимпийского огня, клятва спортсменов и судей, подъём олимпийского флага. Олимпийский девиз, уважение к национальному флагу, талисманы Олимпийских игр.

Освоение основ видов спорта 

Общеразвивающие упражнения, используемые в различных видах спорта для развития двигательно-координационных способностей и физических качеств: силы, быстроты, ловкости. выносливости, гибкости. 

Лёгкая атлетика.

Ходьба:

обычная с изменением длины, частоты шагов;

с различным положением рук;

по линиям и разметкам;

с перекатом с пятки на носок, высоко поднимая бедро;

на носках, на пятках, на внешней стороне стопы;

скрестным шагом, с высоким подниманием бедра, выпадами, в полуприседе, в полном приседе.

спортивным шагом.

Бег:

семенящий бег на месте и в движении;

со сменой скорости и направления;

с высоким подниманием бедра на месте и в движении;

с «захлёстыванием» голени на месте и в движении;

повторный бег с ускорением на 20—30 м, бег по инерции после ускорения;

переменный бег с максимальной скоростью;

с переменной скоростью: 20 м медленно, 20 м быстро, 20 м с максимальной скоростью;

укороченным шагом с максимальной частотой движений;

старт с опорой одной рукой;

низкий старт, стартовый разбег, бег по прямой;

30 м, 60 м, 100 м с высокого старта на скорость;

челночный бег 4 х 9 м;

равномерный бег на заданное время 2, 4, 6 мин;

эстафетный бег (эстафеты встречная и по кругу);

кроссовый бег.

Прыжки с места:

вверх с доставанием подвешенных предметов;

вверх толчком двух ног подтягивая колени без продвижения вперёд, с продвижением вперёд;

с поворотом на 90º, 180º;

в длину толчком двух ног на заданное расстояние, на дальность;

через резинку, скакалку;

с ноги на ногу «в шаге»;

тройной, пятерной прыжок с места;

на месте на одной ноге, подтягивая колено без продвижения вперёд, с продвижением вперёд;

вверх толчком двух ног, подтягивая колени  (без  продвижения  и  с  продвижением  вперёд);

на заданное расстояние;

на максимальный результат.  

Прыжки в длину:

с короткого (3–5 шагов) разбега способом «согнув ноги»;

с длинного (10–14 шагов) разбега способом «согнув ноги»;

Прыжки в высоту:

с двух-трёх шагов, доставая рукой и ногой подвешенный мяч;

с прямого разбега способом «перешагивание»;

с короткого (3—5 шагов) и с длинного (10—14 шагов) разбега способом «перешагивание».

Метание:

теннисного мяча с места на точность попадания в горизонтальную цель;

теннисного мяча с места, с трёх шагов разбега на заданное расстояние;

теннисного мяча на заданное расстояние, на дальность по коридору шириной 10 метров;

теннисного мяча на заданную и максимальную дальность отскока от стены;

мяча 150 г и теннисного мяча с 4 шагов разбега по коридору 10 м на заданное расстояние и дальность;

с места в горизонтальную и вертикальную цель (гимнастический обруч) с различного расстояния.

Броски набивного мяча:

из-за головы с места, с шага;

от груди с места, с шага, снизу вверх на заданную высоту, на максимальную высоту;

двумя руками из различных исходных положений с места и с шага, вперёд-вверх, снизу вверх на заданную и максимальную высоту;

подбрасывание набивного мяча снизу вверх на заданную высоту, на максимальную высоту;

ловля набивного мяча двумя руками после броска партнёра, после броска вверх с хлопком (одним, двумя, тремя) ладонями, после поворота на 90º и 180 º, после приседания;

ловля набивного мяча двумя руками после подбрасывания и приседания.

Гимнастика, акробатика.

Строевые упражнения:

построение в колонну, шеренгу, круг;

повороты на месте направо, налево, кругом;

перестроение уступом из одной шеренги в две, три, четыре и обратно;

перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два, три, четыре поворотом в движении;

перестроение дроблением из одной колонны в две, четыре с последующим слиянием в две и одну колонну.

Ходьба:

обычная с замедлением и ускорением темпа движений;

обычная в заданном темпе, выпадами, на пятках, на внешней части стопы;

на носках со сменой длины, направления и темпа шагов;

семенящим шагом;

приставными шагами влево, вправо, приставными шагами вперёд поочередно левой и правой;

скрестным шагом влево и вправо;

в полуприседе, в полном приседе;

спиной вперёд;

по диагоналям и разметкам;

со сменой длины шага;

спортивным шагом.  

Упражнения для формирования правильной осанки:

ходьба с предметом на голове по полу, по гимнастической скамейке, по рейке перевёрнутой гимнастической скамейки;

ходьба, выпады и приседания с гимнастической палкой за спиной, за головой;

ходьба на носках приставными шагами с поворотами и приседаниями по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну;

комплексы упражнений со скакалкой, с гимнастической палкой, с набивными мячами;

комплексы упражнений на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки и в висе на гимнастической стенке.

Напрыгивание и спрыгивание:

напрыгивание на гимнастическую скамейку толчком двух ног с места, толчком одной и махом другой ноги с шага;

спрыгивание с гимнастической скамейки на две ноги;

прыжки в глубину;

напрыгивание в упор на коленях на гимнастического коня или козла (высота до 100 см), спрыгивание в полуприсед на мягкость приземления.

Опорные прыжки:

ноги врозь через гимнастического козла в длину (высота козла 110 см — м), в ширину (высота 100 см — д);

ноги врозь через козла в длину (мостик на расстоянии не менее 1 м);

ноги врозь через коня в длину (мальчики).

Упражнения в равновесии:

ходьба приставными шагами по гимнастической скамейке, бревну;

расхождение на встречных курсах передвижения по узкой опоре;

стоя на гимнастической скамейке, бревне повороты на носках, приседание на двух ногах;

махом ноги поворот на 180° на носке;

стойки «Фламинго» и «Ласточка».

Висы:

на согнутых руках;

подтягивание в висе на перекладине с прыжка;

подтягивание в висе (м);

подтягивание в висе стоя и лёжа (д);

подтягивание согнутых в коленях ног к груди в висе на гимнастической стенке или перекладине (д, м);

размахивание изгибами в висе на перекладине (м), в висе на верхней жерди (д);

из размахивания изгибами соскок махом назад в мягкий доскок; 

на согнутых руках с подниманием и опусканием согнутых в коленях ног;

в висе на прямых руках подтягивание согнутых в коленях ног с последующим их выпрямлением и медленным опусканием;

в висе поднимание и опускание согнутых и прямых ног (д);

в висе поднимание и опускание прямых ног (м);

на низкой перекладине вис согнувшись, вис прогнувшись.

Упоры (м):

напрыгивание в упор на низкую перекладину;

упор прогнувшись на низкой перекладине;

из виса стоя на согнутых руках махом одной и толчком другой ноги переворот в упор на низкую перекладину;

ходьба на руках в упоре на полу;

ходьба на руках в упоре на низких параллельных брусьях;

сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу;  

сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;

на низкой перекладине из виса стоя на согнутых руках махом одной и толчком другой ноги переворот в упор, упор прогнувшись, соскок с поворотом налево (направо);

в упоре на параллельных брусьях подтягивание согнутых в коленях ног к груди с последующим выпрямлением и опусканием;  

на низкой перекладине из виса стоя на согнутых руках толчком двумя ногами переворот в упор на руках прогнувшись, перемах левой (правой) в упор верхом; перехват левой (правой) в хват снизу, перемах правой (левой) с поворотом налево (направо) в упор; из упора на перекладине низкой махом назад соскок с поворотом плечом назад на 90º;

размахивание в упоре на низких параллельных брусьях с разведением ног на махе вперёди;

сед ноги врозь на низких параллельных брусьях, перехват левой (правой) рукой в хват снизу, перемах правой (левой) с поворотом налево (направо) на 180º;

размахивание в упоре на низких параллельных брусьях с разведением ног на махе вперёди, сед ноги врозь на низких параллельных брусьях, перехват левой (правой) рукой в хват снизу, перемах правой (левой) ногой с поворотом налево (направо) на 180º в соскок;

размахивание в упоре на предплечьях;

упор на руках согнувшись;

подъём разгибом в сед ноги врозь;

подъём разгибом в упор;

из размахивания в упоре соскок махом назад;

сгибание и разгибание рук в упоре на количество раз;

перемахи из упора в упор верхом;

повороты из упора верхом в упор;

стойка на плечах в упоре на брусьях;

из седа ноги врозь кувырок вперёд в сед ноги врозь.

Упоры (д):

напрыгивание в упор на нижнюю жердь разновысоких брусьев;

упор прогнувшись на нижней жерди;

из виса стоя на согнутых руках махом одной и толчком другой переворот в упор на нижнюю жердь;

сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке;  

из виса стоя на согнутых руках махом одной и толчком другой ноги переворот в упор на нижнюю жердь разновысоких брусьев, упор прогнувшись, соскок с поворотом налево (направо);

из седа на правом (левом) бедре, держась правой (левой) за верхнюю жердь, левая (правая) в сторону, сед углом (держать), перехват левой (правой) с поворотом направо (налево) за верхнюю жердь, опуская ноги, перехват правой (левой) за нижнюю жердь с поворотом направо соскок в стойку правым (левым) боком к нижней жерди.

Лазание:

по наклонной гимнастической скамейке;

подтягивание в упоре лёжа на груди на наклонной гимнастической скамейке;

по гимнастической стенке приставными шагами в горизонтальном направлении с последовательным перехватом рук;

по гимнастической стенке в вертикальном направлении с разноимёнными и одноимёнными перехватами рук;

по канату в два и три приёма с помощью ног;

по канату с помощью ног в два приёма на скорость;

передвижение в висе на горизонтальном и наклонном рукоходе;

по шесту с помощью ног в три приёма;

по канату и шесту без помощи ног на расстояние (м);

по канату и шесту на руках, ноги в положении «угол» (м).

Упражнения на гимнастическом бревне[*] (д):

передвижение на носках вперёд, назад, укороченным и приставным шагом влево и вправо (низкая опора);

поочередные прыжки на одной и двух ногах с незначительным продвижением вперёд;

соединение прыжков на одной и двух ногах на месте, с незначительным продвижением вперёд: прыжок на левую (правая назад), прыжок на правую (левая вперёд), на левую (правая назад);

прыжки с продвижением вперёд: махом правой на две, на правую (левую назад), на левую (правая назад); махом правой прыжок на две ноги;

прыжок на левую (правая назад), руки в стороны, прыжок на правую (левая вперёд), руки вперёд, прыжок на левую (правая назад), руки вниз;

прыжки с продвижением вперёд: махом правой вперёд прыжок на две (правая вперёди), прыжок на правую (левая назад), прыжок на левую (правая вперёд); шаг правой, мах левой, прыжок на две (левая вперёди);

махом одной вперёд поворот на 180°, руки через стороны вверх и вниз;

из стойки продольно принять положение упора присев на одной ноге, вторая вперёд в сторону;

из стойки поперёк опускание в сед на бедре;

из стойки правая (левая) спереди повороты на 90º и 180º;

повороты на 180º махом одной назад, руки через стороны вверх и вниз в стороны;

соскок прогнувшись из полуприседа толчком двумя с поворотом на 90º;

поворот на двух ногах на носках в полуприседе и приседе на 180°.

Выполнение комбинации из изученных упражнений, включающих ходьбу, повороты, прыжки, равновесие и соскок.  

Акробатические упражнения:

группировка из положения лёжа на спине;

перекат назад из упора присев и перекат вперёд в группировке;

кувырок, два кувырка вперёд;

стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами;

из стойки на коленях перекат вперёд прогнувшись;

полушпагат и шпагат с опорой руками;

из упора присев кувырок назад в упор присев;

из упора присев кувырок назад в полушпагат (д);

из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь (м);

длинный кувырок с 2—3 шагов разбега толчком двух ног (м);

толчком двумя из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами;

мост наклоном назад с помощью (д);

опускание в «мост» и вставание с «моста» с помощью (д);

«мост» прогибом самостоятельно (д);

переворот из «моста» в упор присев (д);

из упора присев стойка на голове и руках толчком двух ног (м);

стойка на руках махом одной и толчком другой ноги с помощью и самостоятельно (м);

переворот в сторону;

комбинация из разученных упражнений: два кувырка вперёд в группировке, стойка на лопатках с прямыми ногами, перекат вперёд в группировке в упор присев, прыжок прогнувшись в доскок.

Комплексы упражнений утренней гимнастики из 6—12 упражнений без предметов, с гимнастической палкой, со скакалкой, с гантелями, в исходном положении сидя и лёжа на полу (по одному комплексу в каждой четверти).

Перекладина низкая (м):

подъём переворотом толчком одной и махом другой ноги, упор прогнувшись, перемах из упора в упор верхом, из упора верхом поворот в упор, соскок махом назад из упора;

оборот назад прогнувшись в упоре.

Перекладина высокая (м):

размахивания изгибами;

подъём силой переворотом в упор;

подъём в упор разгибом;

из виса соскок махом назад;

Комбинация из пяти-шести упражнений.

Брусья параллельные (м):

сгибание и разгибание рук в упоре на количество раз;

размахивание в упоре на предплечьях и на руках;

из размахивания в упоре на предплечьях подъём махом вперёд в сед ноги врозь;

из седа ноги врозь кувырок вперёд согнувшись в сед ноги врозь;

из размахивания в упоре соскок махом назад;

из размахивания в упоре на руках упор согнувшись и подъём разгибом в сед ноги врозь.

Комбинация из пяти-шести упражнений.

Брусья разновысокие (д):

вис на верхней жерди;

размахивания изгибами;

вис присев на нижней;

толчком двумя вис лёжа на нижней;

сед углом на нижней;

соскок с поворотом на 180°из седа на бедре.

Комбинация из четырёх — шести упражнений.

Лыжная подготовка:

способы передвижения на лыжах: бесшажный ход, одновременный одношажный ход, попеременный двухшажный ход, коньковый ход;

спуск с гор в высокой, средней и низкой стойках;

подъём в гору «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой»;

повороты на месте и в движении;

поворот упором двумя лыжами;

преодоление бугров и впадин;

торможения «плугом» и «полуплугом».

Использование и чередование различных способов передвижения на лыжах в зависимости от рельефа местности.

Кроссовая подготовка:

бег по пересечённой местности по песку, по грунту, по траве;

бег в гору и под гору;

бег с изменением длины и частоты беговых шагов;

преодоление горизонтальных препятствий в шаге;

преодоление вертикальных препятствий с опорой и без опоры с приземлением на одну ногу без нарушения ритма бега;

групповой и индивидуальный старт;

кроссовый бег.

Спортивные игры.

Баскетбол:

стойки, перемещения в стойке приставным шагом;

остановка шагом и прыжком;

ведение мяча поочерёдно правой и левой рукой;

ведение мяча с изменением направления и скорости;

ведение мяча без зрительного контроля;

обводка препятствий;

вырывание и выбивание мяча;

передачи мяча на месте и в движении.

передачи мяча с отскоком от пола стоя на месте, при параллельном и встречном движении;

ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;

ловля высоколетящего мяча;

перемещения с передачами мяча в парах, в тройках со сменой мест;

бросок мяча с места в прыжке толчком двух ног;

бросок по кольцу одной рукой с места с ближней и средней дистанции;

бросок по кольцу с места и в шаге двумя руками с дальней дистанции;

штрафной бросок;

бросок мяча после ведения и двух шагов;

защитные действия против игрока, владеющего мячом;

защитные действия против игрока, атакующего кольцо;

постановка заслона.

Тактические действия игрока под щитом в нападении и в защите, персональная защита.

Учебная игра 5 х 5, 4 х 4, 3 х 3.

Учебная игра в стритбол.

Судейская практика.

Волейбол:

стойки игрока;

перемещение в стойках выпадами и приставным шагом;

приём и передача мяча снизу двумя руками;

приём мяча снизу двумя руками после перемещения вперёд;

приём мяча снизу двумя руками после подачи;

приём мяча, отскочившего от сетки;

передачи мяча снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку;

передачи мяча сверху двумя руками над собой, в парах, через сетку;

передачи мяча двумя руками сверху в прыжке;

приём и передача мяча сверху двумя руками;

передачи мяча сверху двумя руками в парах и тройках с переменой мест;

передачи мяча сверху двумя руками через сетку стоя на месте и с передвижением вдоль сетки вправо и влево;

нижняя прямая подача с шагом вперёд;

верхняя прямая подача с места и с шагом вперёд;

нижняя и верхняя прямая подача с попаданием в первую, пятую и шестую зоны;

нападающий удар;

блокирование;

страховка.

Учебная игра.

Судейская практика.

Гандбол:

стойки и передвижения;

повороты на месте;

ведение мяча со средним и низким отскоком;

ведение с изменением скорости и направления передвижения;

остановка тремя шагами;

ловля мяча двумя руками;

ловля высоколетящего мяча в прыжке;

ловля катящегося мяча;

ловля и передача мяча при встречном и параллельном движении;

передачи одной и двумя руками стоя на месте;

передачи мяча в движении одной рукой сбоку;

передачи мяча от плеча согнутой рукой, без замаха;

передачи мяча в движении;

броски по воротам сверху, снизу, сбоку согнутой и прямой рукой;

7-метровый штрафной бросок;

взаимодействие игроков в защите, в нападении;

приёмы игры в защите;

приёмы игры в нападении;

персональная защита.

Учебная игра.

Судейская практика.

Футбол:

передвижения скрестным и приставным шагами, с ускорениями, спиной вперёд;

остановка ногой катящегося и летящего мяча;

остановка летящего мяча грудью;

ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма с изменением скорости и направления;

передачи мяча в квадратах;

передачи мяча в парах с передвижением;

жонглирование мячом;

удары ногой по неподвижному и катящемуся мячу внутренней и внешней стороной стопы;

удары ногой по неподвижному и катящемуся мячу передней, внутренней и внешней частью подъёма;

удары по катящемуся мячу носком;

удары головой по мячу после набрасывания партнёром;

удары по летящему мячу серединой лба;

11-метровый штрафной удар;

вбрасывание мяча из-за боковой линии;

обманные движения с мячом;

обманные движения с торможением и сменой направления движения без мяча;

простейшие тактические комбинации в парах и в тройках.

Учебная игра.

Судейская практика.

Плавание.

Упражнения на суше:

активные и пассивные упражнения для развития подвижности стопы, плечевых, тазобедренных и голеностопных суставов;

упражнения для развития силовой выносливости мышц рук, ног, брюшного пресса, спины;

имитационные упражнения для развития координации движений рук и ног;

специальные упражнения на суше для отработки поворота.

Упражнения в воде:

приседания с погружением в воду с головой;

выдох в воду;

выдох в воду с поворотом головы;

доставание предметов со дна открывая глаза в воде;

скольжение лёжа на груди с опорой руками о плавательную доску и без опоры;

скольжение лёжа на спине;

движения ног способом «кроль» с опорой руками о дно, о бортик бассейна, с поддержкой партнёра, стоящего на месте;

скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди;

согласование движений рук с дыханием стоя на дне и в сочетании с ходьбой;

согласование движений рук, ног и дыхания;

плавание с опорой одной и двумя руками о доску;

плавание с помощью ног и гребков одной рукой с различными положениями другой руки;

плавание с помощью рук с доской на ногах;

соскок с бортика в воду вниз ногами с различными положениями рук;

спад в воду из положения сидя на бортике, руки вверху;

стартовый прыжок в воду с тумбочки;

плавание способом «кроль на спине» в полной координации;

плавание способом «кроль на груди» в полной координации.

Плавание на дистанции 25—50 м без учёта и с учётом времени.

 

Физическая подготовка, рекреация, оздоровление

Физическая подготовка определена в Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (2003) как деятельность, направленная на развитие физических способностей и двигательных навыков с учётом вида деятельности учащегося. Физическая подготовка на уроках физической культуры представляет собой многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на физическое развитие учащихся и обеспечивать необходимую степень их готовности к спортивным достижениям.

В рамках учебного предмета «Физическая культура и здоровье» физическая рекреация рассматривается как отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, развлечения), а также воздействия на организм естественных сил природы.

В физическом воспитании учащихся оздоровление* представляет собой многогранный комплексный процесс, направленный на достижение, сохранение и укрепление здоровья.

Оздоровление тесно связано и всегда рассматривается во взаимодействии с физической подготовкой и рекреацией.

Физическая подготовка и оздоровление:
развитие основных двигательно-координационных способностей: чувства времени, ориентации в пространстве, чувства дистанции, равновесия, ритма, способности к расслаблению, согласования движений отдельных частей тела, согласования своих движений с движениями партнёров, дифференцирования усилий, точности и быстроты реакции;
развитие кондиционных способностей: силовых, скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости, гибкости.
В целях определения уровня физической подготовленности учащихся используется комплекс тестовых упражнений и 10-балльная шкала оценки уровня развития физических качеств. На практике используются пять уровней физической подготовленности учащихся:
высокий;
выше среднего;
средний;
ниже среднего;
низкий.

Рекреация и оздоровление:

комплексы упражнений утренней гимнастики в положении стоя, сидя, лёжа, без предметов, с физкультурным инвентарем, с использованием веса собственного тела;

спортивные игры;

подвижные игры и эстафеты;

передвижение на лыжах и кроссовый бег;

упражнения и комплексы для восстановления нормальной работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем после физических нагрузок;

аутотренинг (самовнушение).

 

III ступень общего среднего образования

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни средствами физической культуры

Девушки:

здоровый образ жизни девушки, практические подходы к его организации с учетом особенностей женского организма;

влияние здорового образа жизни на физическое и психическое здоровье будущего потомства;

влияние занятий физической культурой на состояние и динамику здоровья девушки;

формы и методы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями с учетом особенностей женского организма;

дневник самоконтроля;

методика оценки уровня физической подготовленности;

использование результатов самоконтроля уровня физической подготовленности в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;

планирование и коррекция содержания самостоятельных занятий с учётом результатов самоконтроля и цикличности физиологических функций женского организма;

гигиена девушки при занятиях физическими упражнениями;

двигательный режим учебного и выходного дня;

режим питания в процессе занятий физическими упражнениями;

понятие кондиционных способностей, методика их развития в процессе организованных и самостоятельных занятий;

понятие физической нагрузки;

методы коррекции содержания, объёма и интенсивности физической нагрузки с учетом цикличности физиологических функций женского организма;

понятие двигательно-координационных способностей, методика их развития в процессе организованных и самостоятельных занятий с учетом цикличности физиологических функций женского организма.

Юноши:

здоровый образ жизни, практические подходы к его организации с учётом способствующих и препятствующих факторов;

влияние здорового образа жизни на физическое и психическое здоровье будущего потомства;

формы и методы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

гигиена юноши при занятиях физическими упражнениями;

методика оценки уровня физической подготовленности;

использование результатов самоконтроля уровня физической подготовленности для коррекции содержания самостоятельных занятий физическими упражнениями;

понятие кондиционных способностей и методика их развития в процессе организованных и самостоятельных занятий;

понятие физической нагрузки;

средства и методы нормирования физической нагрузки с учётом требований, предъявляемых во время службы в Вооружённых силах Республики Беларусь;

понятие двигательно-координационных способностей и методика их развития в процессе организованных и самостоятельных занятий;

требования, предъявляемые к юношам допризывного и призывного возраста при подготовке к службе в Вооружённых силах Республики Беларусь.

Девушки и юноши:

методические особенности физкультурных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

дидактические, развивающие и обучающие подвижные игры;

прикладное значение физической культуры и спорта;

правила соревнований изучаемых на уроках физкультуры видов спорта.

Олимпизм и олимпийское движение

Девушки и юноши:

экономическое, политическое, воспитательное, образовательное значение спорта высших достижений для современного общества;

Олимпийские игры, Параолимпийские игры, Спешиал Олимпикс;

Международный олимпийский комитет, Национальный олимпийский комитет, их влияние на популяризацию гуманистических идеалов олимпизма среди населения;

основные направления деятельности Национального олимпийского комитета Республики Беларусь, его международные связи;

летние и зимние олимпийские виды спорта, их развитие в Республике Беларусь;

представительство белорусских спортсменов на Олимпийских играх;

высшие достижения спортсменов страны на Олимпийских играх;

социальная и личностная значимость физической культуры в современном обществе;

понятие «Спорт для всех»;

влияние занятий физической культурой на качество жизни населения страны;

прикладное значение физической культуры и спорта.

Девушки:

виды спорта, в которых принимают участие женщины на Олимпийских играх;

представительство белорусских женщин на Олимпийских играх, их вклад в копилку олимпийских медалей белорусских спортсменов;

значение для женщин участия в движении «Спорт для всех».

Физическая подготовка

Обеспечение безопасности занятий и сохранения здоровья:

правила безопасного поведения и предупреждения опасных ситуаций во время учебных занятий, посещения спортивных соревнований и массовых мероприятий;

санитарно-гигиенические требования к физкультурному и спортивному оборудованию и инвентарю, спортивной одежде и обуви;

подготовка безопасных мест занятий;

самооценка собственных сил, страховка, самостраховка, взаимопомощь;

обеспечение безопасности внеурочных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Освоение основ видов спорта

Лёгкая атлетика.

Ходьба:

разновидности ходьбы с чередованием низкого, среднего и высокого темпов на различных отрезках дистанции;

оздоровительная ходьба.

Бег:

с заданной скоростью;

в заданное время;

на заданное расстояние;

из положения сидя лицом или спиной к направлению бега на скорость;

со сменой направления и длины шагов;

на лучший результат в заданное время;

челночный бег 4 x 9 м, 3 х 10 м, 10 х 5 м;

эстафетный бег по кругу с отрезками 15, 30, 60 м;

встречная эстафета;

с низкого и высокого старта 60 м, 100 м на скорость;

распределение сил в беге в течение 2, 4, 6 минут;

чередование бега и ходьбы на дистанции до 3000 м;

1000 м (д), 1500 м и 3000 м (ю) на результат;

кроссовый бег.

Прыжки:

с места толчком двух ног на дальность;

толчком двух ног на заданное расстояние;

с места и с разбега в высоту с доставанием рукой предмета;

многоскоки на двух ногах с максимальным выпрыгиванием вверх;

многоскоки на одной ноге на дальность с задан­ным количеством прыжков;

на одной ноге с подтягиванием колена толчковой ноги;

в длину с разбега на результат;

в высоту с разбега изученным способом на результат.

Метание (д):

броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы вперёд-вверх из различных исходных положений с места, с шага, с двух (трёх, четырёх) шагов, на дальность и заданное расстояние;

броски набивного мяча (2 кг) двумя руками снизу-вверх на заданную высоту, на максимальную высоту;

ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнёра, после хлопка руками за спиной, после броска вверх и последующего приседания, после поворота на 360 º;

теннисного мяча на максимальную и заданную дальность отскока от стены с места, с шага, с двух (трёх, четырёх) шагов;

теннисного мяча с места, с четырёх бросковых шагов, с полного разбега по коридору 10 м на дальность и на заданное расстояние;

теннисного мяча в горизонтальную цель (гимнастический обруч) с расстояния 20—25 м. 

Метание (ю):

броски и ловля набивного мяча (3 кг) двумя руками из-за головы вперёд-вверх на дальность из различных исходных положений с места, с шага, с двух (трёх, четырёх) шагов, на заданное расстояние;

броски и ловля набивного мяча (3 кг) двумя руками снизу-вверх на заданную и максимальную высоту;

ловля набивного мяча (3 кг) двумя руками после броска партнёра, после хлопка руками за спиной, после броска вверх и последующего приседания, после поворота на 360 º;

мяча 150 г с четырёх бросковых шагов на дальность и на заданное расстояние;

гранаты 700 г с двух и четырёх бросковых шагов, с полного разбега по коридору 10 м на дальность и на заданное расстояние;

гранаты 700 г  в горизонтальную цель (гимнастический обруч) с расстояния 20—25 м.

Аэробика (д). 

Упражнения для формирования правильной осанки:

ходьба без предметов, с предметом на голове по линии на полу, по гимнастической скамейке, с гимнастической палкой за спиной, за головой, над головой, приставными шагами с различным положением рук;

обычным шагом, на носках, скрестным шагом вправо (влево);

шагами вальса, польки, мазурки;

движениями современных танцев;

то же, но с различными положениями и комбинациями положений рук.

Бег:

обычный в темпе, задаваемом музыкальным сопровождением;

приставными шагами влево, вправо;

то же, но с поворотами кругом после четырёх повторений;

Общеразвивающие упражнения стоя на месте:

без предметов для подвижности суставов и пластики движений;

для рук и для ног («пружинка»);

для плечевого пояса и ног («пружин­ка»);

для плечевого пояса, ног (выпады) и туловища (повороты, наклоны) с движениями рук;

для шеи, туловища, рук и ног;

для туловища, ног и рук.

Упражнения в упоре на коленях:

для мышц рук и туловища;

для бёдер и тазового пояса;

для живота и ног;

для спины и рук;

для позвоночника, рук и шеи;

для голени, голеностопных суставов и стоп.

Специальные упражнения:

для воспитания пластичности движений с чередованием напряжения и расслабления мышц, с расслаблением одних мышечных групп и одновременным напряжением других мышечных групп;

плавные движения руками, туловищем, головой в сочетании с поворотами, выпадами, полуприседами и приседаниями;

«волны» из положения сидя на пятках на полу, из положения стоя;

маховые движения руками и ногами в различных соединениях;

прыжки на месте на двух ногах в сочетании с различ­ными движениями рук;

прыжки  попеременно на левой, правой и двух ногах в сочетании с различными движениями рук.

Акробатика (д):

стойка на лопатках с попеременным сгибанием ног;

два кувырка в группировке вперёд слитно;

два кувырка в группировке назад слитно;

равновесие «ласточка», «полушпагат» и «шпагат»;

переворот боком («колесо»);

комбинация из не менее чем шести изученных элементов.

Атлетическая гимнастика (ю):

упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц шеи, трапециевидных и дельтовидных мышц, больших грудных мышц, двуглавых мышц плеча, мышц предплечья, прямых мышц живота, четырёхглавых мышц бедра, икроножных мышц, мышц задней поверхности бедра, наружных косых мышц живота, длинных и широчайших мышц спины, трёхглавых мышц плеча с различными отягощениями (весом собственного тела, гантелями, штангой, гирями, различными грузами и т. п.);

то же, но с преодолением упругих свойств предметов (эластичный бинт, эспандер, пружина, блочный тренажер и т. п.);

комплексы упражнений для формирования мышечной массы. 

Акробатика (ю):

два кувырка вперёд слитно;

два кувырка назад слитно;

длинный кувырок вперёд толчком двух ног;

равновесие «ласточка»;

два переворота боком («колесо») слитно;

стойка на голове и руках;

стойка на руках (с помощью);

комбинация из не менее чем пяти изученных элементов.

Лыжная подготовка:

передвижение бесшажным ходом;

передвижение одношажным ходом;

передвижение двухшажным одновременным ходом;

передвижение попеременным двухшажным ходом;

передвижение коньковым ходом;

переход от одновременных ходов к попеременным и обратно;

подъём в гору «лесенкой», «полуёлочкой», «ёлочкой»;

спуски в высокой, средней стойках;

повороты переступанием и упором в движении;

торможе­ние «полуплугом», «плугом»;

использование перечисленных способов передвижения при прохождении дистанции до 3 км (д) и до 5 км (ю).

Кроссовая подготовка:

чередование ходьбы и бега по пересечённой местности;

чередование равномерного бега и ускорений;

преодоление вертикальных (с опорой и без опоры) и горизонтальных препятствий в прыжке с приземлением на одну ногу без нарушения ритма бега;

финишное ускорение;

тактика распределения сил на дистанции 2 км (д) и 3 км (ю).

Спортивные игры.

Баскетбол:

ведение мяча правой, левой, попеременно правой и левой руками;

ведение мяча без зрительного контроля со сменой скорости и направления движения;

перехваты мяча во время ведения, выбивание мяча;

ловля высоколетящего мяча в прыжке двумя руками и после отскока от щита;

передача мяча различными способами стоя на месте, при движении в одном направлении и при встречном движении;

бросок мяча по кольцу одной рукой с места от плеча;

броски мяча по кольцу с ближней, средней и дальней дистанции;

бросок мяча по кольцу после ведения и двух шагов;

штрафной бросок;

тактические взаимодействия при персональной и зонной защите;

тактические взаимодействия при позиционном нападении.

Игра на одно кольцо «Стритбол».

Двухсторонняя игра.

Судейская практика.

Волейбол:

перемещения в различных стойках при приёме мяча снизу и сверху;

передача мяча снизу двумя руками;

передача мяча сверху двумя руками;

приём мяча снизу двумя руками после подачи;

приём мяча снизу одной рукой в падении на грудь;

приём мяча снизу двумя руками с паде­нием на спину;

нижняя прямая подача;

верхняя прямая подача;

страховка при приёме мяча после подачи и при нападающем ударе;

первая передача к сетке в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2;

обманные передачи со второго и четвёртого номера;

нападающий удар.

Двухсторонняя игра.

Судейская практика.

Гандбол:

ведение мяча в сочетании с обводкой против­ника, передачами и бросками по воротам;

ведение мяча с изменением скорости передвижения;

ловля мяча одной и двумя руками стоя на месте и в движении;

ловля и передача мяча при встречном движении;

ловля и передача мяча с отскоком от площадки;

передача мяча одной рукой на короткое, среднее и длинное расстояния от плеча, сбоку, снизу и над головой;

ловля и передача мяча в тройках, при скрестном движении, при перемещении восьмеркой;

отвлекающие индивидуальные действия в нападении;

бросок из опорного положения с сопротивлением защитника;

7-метровый штрафной бросок;

игра вратаря: отбивание и ловля мяча;

подстраховка в защите;

зонная защита;

согласованные тактические действия вратаря, защитников и нападающих.

Двухсторонняя игра.

Судейская практика.

Футбол:

разновидности футбола: мини-футбол и футзал;

ведение мяча правой, левой ногой;

ведение мяча попеременно правой и левой ногами;

удар правой, левой ногой по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъёма, внутренней стороной стопы, внешней частью подъёма, носком;

удар ногой и головой по летящему мячу;

удары по мячу на дальность и точность;

остановка катящегося и летящего мяча ногой;

остановка летящего мяча грудью;

жонглирование мячом;

вбрасывания мяча из-за боковой линии с места и с шага;

игра вратаря: отбивание и ловля мяча;

11-метровый штрафной удар;

технико-тактические связки: ведение — передача, приём — передача, приём — ведение — передача, приём — удар по воротам, приём — ведение — удар по воротам, обводка — отбор мяча, обводка — отбор — удар по воротам;

тактические действия игроков в защите и нападении;

взаимодействия игроков без мяча (открывание, отвлечение, создание численного преимущества);

подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости, гибкости, быстроты, скоростной выносливости с ведением мяча, обводкой стоек, приёмом и остановкой мяча, ударами по воротам;

игры с двумя и тремя нападающими на площадке для мини-футбола;

игры с защитой ворот (для подготовки вратаря);

игра в футбол по упрощённым правилам 3 на 3, 4 на 4, 5 на 5 игроков; 

игра в футбол для команд из 7—8 человек с учетом разделения поля на участки.

Судейская практика.

 

Требования к уровню подготовленности
учащихся

Требования к уровню подготовленности учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасного поведения на организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями, понимать значение их выполнения для сохранения здоровья и жизни;
  • двигательный режим учебного и выходного дня учащегося, понимать значение занятий физическими упражнениями в режиме дня;
  • влияние занятий физической культурой на состояние здоровья;
  • правила дыхания при выполнении физических упражнений;
  • понимать значение правильной осанки для своего здоровья, знать правила формирования и сохранения правильной осанки;
  • иметь представление о закаливании, понимать значение закаливания для своего здоровья, знать простейшие правила закаливания;
  • иметь представление о физическом развитии (длина тела и масса тела, частота сердечных сокращений, частота дыхания), влияние занятий физической культурой на физическое развитие;
  • знать показатели своего физического развития, правила их измерения;
  • иметь представление об уровне физической подготовленности, знать показатели и тесты оценки уровня физической подготовленности, правила выполнения тестовых упражнений;
  • понимать значение и преимущества здорового образа жизни;
  • знать правила выполнения комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • иметь представление об Олимпийских играх (когда и где возникли Олимпийские игры древности, как часто они проводились, где проходили соревнования, кто принимал в них участие, как назывались победители древних Олимпийских игр, чем они награждались, когда прекратились Олимпийские игры древности; влияние Олимпийских игр на развитие культуры древних греков);
  • знать, когда возникли современные Олимпийские игры, где были проведены первые Олимпийские игры современности, почему пять колец разного цвета являются символикой Олимпийских игр, девиз Олимпийских игр;
  • знать, что такое «честная игра» в спорте, олимпийские правила честной игры, какую Олимпийскую награду вручают спортсмену за благородный поступок;
  • основные этапы развития современного олимпийского движения, его значение для сближения народов и стран;
  • основные ценности олимпизма, провозглашенные в Олимпийской хартии, их влияние на формирование представлений о гармонично развитой личности;
  • значение Олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования;
  • первых призёров и современных чемпионов Олимпийских игр, их вклад в прославление Родины;
  • знать белорусских спортсменов — героев Олимпийских игр, прославивших Родину;
  • названия и назначение изученных упражнений и способов деятельности;
  • правила (технику) выполнения изученных общеразвивающих упражнений, разновидностей ходьбы, бега, прыжков, метаний, акробатических упражнений, передвижений на лыжах, изученного способа плавания (при наличии бассейна или возможности обучения плаванию);  
  • правила проведения изученных подвижных игр;
  • упражнения, используемые для развития координации движений, тестовое упражнение для оценки координации движений;
  • упражнения, используемые для развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости, выносливости; тестовые упражнения для оценки уровня их развития (их измерения);
  • определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
  • преимущества здорового образа жизни;
  • требования к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания;
  • гигиенические требования к одежде и обуви при занятиях физической культурой;
  • значение основных органов и систем организма человека для выполнения различных упражнений;
  • влияние физических упражнений на развитие и состояние органов и систем;
  • значение нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем для двигательной деятельности человека;
  • положительное воздействие оптимальной двигательной активности на организм человека;
  • норму двигательной активности, необходимую для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности в своём возрасте;
  • определение физического развития, методы его измерения;
  • определение физической подготовленности и показатели своего уровня физической подготовленности;
  • правила выполнения тестовых упражнений для измерения уровня физической подготовленности;
  • влияние вредных привычек на внешний вид, поведение, умственное, физическое, интеллектуальное развитие человека;
  • особенности заданий, направленных на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей;
  • правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий.
  • правила безопасного поведения на уроках физической культуры, во время спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • правила безопасного поведения во время самостоятельных и организованных занятий физическими упражнениями;
  • меры предупреждения возникновения опасностей на воде, спортивных плащадках, стадионе, в парках, во дворе, дома;
  • способы предупреждения и исправления ошибок при выполнении физических упражнений и в игровой деятельности;
  • требования страховки и самостраховки;
  • технику выполнения всех изученных физических упражнений;
  • комплексы упражнений для самостоятельного развития кондиционных и координационных способностей;
  • правила ведения дневника самоконтроля;
  • правила изучаемых видов спорта, подвижных и народных игр.
  • комплексы упражнений утренней гимнастики для самостоятельных занятий;
  • комплексы упражнений для профилактики сколиоза и заболеваний глаз;
  • правила измерения и оценки уровня своего физического развития;
  • правила оценки величины физической нагрузки;
  • правила составления комплекса упражнений для поддержания умственной работоспособности, подготовки организма к физкультурным занятиям;
  • индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня.

 

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного поведения на занятиях физическими упражнениями;
  • объяснять значение занятий физическими упражнениями для здоровья;
  • правильно дышать при выполнении физических упражнений;
  • соблюдать правильную осанку на уроках, во время самоподготовки, в быту и во время занятий физическими упражнениями и др.;
  • измерять основные показатели физического развития (длину тела и массу тела, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания), оценивать («лучше» или «хуже») изменения своего физического развития;
  • сравнивать («лучше» или «хуже») результаты выполнения тестовых упражнений;
  • перечислить правила здорового образа жизни, объяснить их значение для своего здоровья;
  • правильно выполнять изученные комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • пересказать легенду возникновения Олимпийских игр, объяснить успех Олимпийских игр древности, причины прекращения древних Олимпийских игр; уметь объяснить, что такое Олимпийский огонь, Олимпийская эмблема, Олимпийский флаг, Олимпийский талисман, почему проводятся зимние и летние Олимпийские игры; рассказать о церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр, награждения победителей; назвать первого призёра Олимпийских игр из Беларуси, олимпийских чемпионов, прославивших на весь мир нашу страну на последних Олимпийских играх;
  • технически правильно выполнять изученные упражнения, разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний, акробатические упражнения, передвижения на лыжах, изученные способы плавания (при наличии бассейна или возможности обучения плаванию);
  • играть в изученные подвижные игры;
  • различать, для развития каких способностей (координационных и кондиционных) применяются те или иные упражнения;
  • оценивать по величине ЧСС (пульсу) и самочувствию нагрузку при выполнении физических упражнений;
  • технически правильно выполнять тестовые упражнения для оценки кондиционных способностей;
  • показать максимально возможный для себя результат в тестовых упражнениях;
  • обосновывать необходимость следования гуманистическим идеалам олимпизма;
  • объяснить значение побед на Олимпийских играх для престижа своей страны;
  • соотносить своё отношение к физической культуре с её значением для всестороннего развития личности;
  • соблюдать гигиенические требования к одежде и обуви при занятиях физической культурой;
  • постоянно соблюдать правильную осанку;
  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики;
  • использовать тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных способностей;
  • оценивать собственный уровень развития отдельных физических качеств и уровень общей физической подготовленности;
  • правильно измерять и оценивать уровень своего физического развития;
  • соблюдать индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
  • применять полученные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни;  
  • постоянно поддерживать правильную осанку;
  • оценивать свой уровень развития физических качеств в каждом тесте и уровень общей физической подготовленности;
  • правильно измерять и оценивать уровень своего физического развития;
  • самостоятельно разрабатывать и соблюдать индивидуальный режим учебного и выходного дня;
  • применять полученные знания, сформированные умения и навыки для соблюдения здорового образа жизни;  
  • оказать первую доврачебную помощь при различных травмах;
  • технически правильно выполнять общеразвивающие гимнастические упражнения с предметами и без предметов, тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных способностей;
  • выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики;
  • выполнять комплексы упражнений для развития силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости;
  • передвигаться на лыжах разученными видами лыжного хода;
  • при наличии бассейна или условий для обучения плаванию проплывать не менее 25 м любым спортивным способом; 
  • играть в изученные спортивные и подвижные игры;
  • осуществлять судейство спортивных и подвижных игр;
  • показать в каждом тестовом упражнении индивидуально максимальный результат;
  • вести здоровый образ жизни;
  • выполнять требования правил безопасного поведения в процессе самостоятельных и организованных занятий физическими упражнениями;
  • соблюдать гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физической культурой;
  • вести дневник самоконтроля;
  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики;
  • использовать тесты физической подготовленности для определения уровня развития двигательных способностей;
  • оценивать уровень развития физических качеств в каждом тесте и уровень общей физической подготовленности;
  • правильно измерять и оценивать уровень своего физического развития;
  • составить и выполнять комплекс упражнений для развития отстающего физического качества, поддержания умственной работоспособности в течение учебного дня.

Учащиеся должны владеть (быть готовыми):

  • применять полученные знания, умения, навыки во время выполнения физических упражнений;
  • соблюдать гигиенические требования к одежде и обуви на занятиях физической культурой. 
  • самостоятельно использовать изученные физические упражнения для решения задач физического самовоспитания;
  • объяснить правила выполнения физических упражнений;
  • самостоятельно организовать и принять участие в разученных подвижных играх.
  • дать оценку величине нагрузки («высокая», «средняя», «низкая») при развитии двигательно-координационных и кондиционных способностей;
  • руководствуясь субъективными ощущениями, информировать о нагрузке учителя;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки двигательно-координационных и кондиционных способностей на максимально возможный для себя результат;
  • показать в каждом тестовом упражнении и учебном нормативе максимально возможный для себя результат; применять полученные знания для адекватной оценки современного развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в стране;
  • улучшить в течение учебного года показатели в каждом тестовом упражнении и уровень общей физической подготовленности;
  • принять участие в школьных спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
  • принять участие в судействе спортивных соревнований, в организации и работе жюри физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Требования к уровню подготовленности учащихся за период
обучения на уровне общего среднего образования.

Учащиеся должны знать: 

  • определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
  • структурные компоненты здорового образа жизни;
  • влияние здорового образа жизни на физическое и психическое здоровье будущего потомства;
  • требования к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания;
  • влияние вредных привычек на умственное, физическое, интеллектуальное развитие человека;
  • значение развития нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем для обеспечения двигательной деятельности человека;
  • понятия «кондиционные способности человека» и «координационные способности человека»;
  • норму двигательной активности, необходимую для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности в своём возрасте;
  • определение и показатели своего уровня физического развития и уровня физической подготовленности;
  • правила выполнения тестовых упражнений для измерения уровня физической подготовленности;
  • упражнения и способы их выполнения для развития физических качеств и координационных способностей;
  • правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий;
  • методические особенности физкультурных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • дидактические, развивающие и обучающие подвижные игры;
  • прикладное значение физической культуры и спорта;
  • правила соревнований изучаемых на уроках физкультуры видов спорта;
  • историю Олимпийских игр;
  • основные этапы развития современного олимпийского движения, его значение для сближения народов и стран;
  • понятия «олимпизм», «олимпийское движение», «спорт для всех», «Олимпийские игры» и «Параолимпийские игры»;
  • значение Олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования;
  • функции Национального олимпийского комитета, его значение в развитии олимпийского движения в Республике Беларусь;
  • зимние и летние олимпийские виды спорта;
  • фамилии белорусских спортсменов – чемпионов и призёров Олимпийских игр.
  • прикладное и оздоровительное значение изучаемых в школе видов спорта;
  • правила безопасного поведения во время организованных и самостоятельных занятий;
  • способы предупреждения и исправления ошибок во время тренировочной и игровой деятельности;
  • требования к установке спортивных снарядов и правила пользованиям различными тренажёрами;
  • методы взаимостраховки и самостраховки;
  • правила измерения и оценки уровня своего физического развития и уровня физической подготовленности.

Девушки должны знать:

  • гигиенические требования во время и после занятий физическими упражнениями и спортом с учётом особенностей женского организма;
  • правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий с учётом цикличности физиологических функций женского организма;
  • нормирование физических нагрузок с учётом особенностей женского организма.
  • правила изучаемых в школе видов спорта, спортивных и народных игр.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности во время физкультурных занятий и спортивных соревнований;
  • предупреждать травмоопасные ситуации во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий;
  • готовить безопасные места занятий;
  • использовать страховку, самостраховку, оказывать взаимопомощь;
  • соблюдать правила личной и общественной гигиены, гигиенические требования к одежде и обуви при занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдать индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
  • постоянно поддерживать правильную осанку;
  • определить и измерить собственный уровень физического развития и физической подготовленности;
  • применять полученные знания и умения для ведения здорового образа жизни;
  • выступать в роли судьи по спорту и члена жюри при проведении спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • обосновывать необходимость следования гуманистическим идеалам олимпизма;
  • объяснить значение побед на Олимпийских играх для престижа своей страны;
  • соотносить своё отношение к физической культуре и спорту с их значением для всестороннего развития личности;
  • применять полученные знания для адекватной оценки современного развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в стране;
  • оказывать первую доврачебную помощь при различных травмах;
  • технически правильно выполнять тестовые и контрольные упражнения учебной программы;
  • при наличии бассейна проплывать не менее 50 м любым спортивным способом плавания;
  • составить и выполнить комплекс упражнений для профилактики сохранения зрения, формирования правильной осанки, развития отстающего физического качества, поддержания умственной работоспособности в течение дня;
  • определять и регулировать объём и интенсивность физических нагрузок во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом с учётом уровня физической подготовленности и возрастно-половых особенностей;
  • вести дневник самоконтроля.

Девушки должны уметь:

  • соблюдать с учетом особенностей женского организма гигиенические требования к одежде и обуви при занятиях физической культурой и спортом;
  • планировать и соблюдать с учетом цикличности физиологических функций женского организма индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня.

Юноши должны уметь:

  • использовать результаты самоконтроля уровня физической подготовленности для коррекции содержания самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • применять различные средства и методы нормирования физической нагрузки с учётом требований, предъявляемых к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь;
  • выполнять требования, предъявляемые к юношам допризывного и призывного возраста для подготовки к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь.

Учащиеся должны владеть (быть готовыми):

  • показать в каждом тестовом упражнении и учебном нормативе максимально возможный для себя результат;
  • принять участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
  • принять участие в судействе спортивных соревнований, в организации и работе жюри физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • использовать различные виды двигательной активности и виды спорта в зависимости от сезона.


[*] При отсутствии гимнастического бревна упражнение выполняется на рейке перевёрнутой гимнастической скамейки

 

* Оздоровление является одним из основных результатов повышения функциональных резервов организма школьника на основе его разносторонней  физической подготовки.