Get Adobe Flash player

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерство образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»

(6–11 классы)

 

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Цель географического образования – получение личностью знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики, а также умений в процессе учебной деятельности, ориентированных на освоение ценностей национальной и мировой культуры, формирование географического мышления с учётом способностей и возможностей.

 

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

на II ступени общего среднего образования

- овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;

- познание многообразия особенностей современного географического пространства на разных его уровнях;

- уяснение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в географической оболочке;

- усвоение знаний об особенностях природы и о закономерностях размещения  населения и хозяйства отдельных территорий и стран земного шара;

- формирование умений вести наблюдения за природными и хозяйственными процессами и характеризовать природные и хозяйственные объекты и явления;

- развитие пространственного и логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, способности восприятия различных видов наглядности;

- формирование у учащихся опыта самостоятельной творческой деятельности, организационных умений, необходимых в их познавательной деятельности (планирование, умение работать с книгой и другими источниками информации, самоконтроль);

- понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплексного географического подхода в решении проблемы устойчивого развития мира и Республики Беларусь;

- воспитание патриотизма и любви к природе, бережного отношения к национальным богатствам;

- объективное понимание главных политических и экономических взаимоотношений в современном мире и объяснение событий внутригосударственной и международной жизни;

 

на III ступени общего среднего образования

- выявление взаимосвязей природы и общества и их пространственных особенностей;

- раскрытие естественно-научных, социально-экономических основ общественного производства;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных естественных наук;

- развитие у учащихся географического мышления и формирование географической культуры;

- углубление знаний о международном сотрудничестве как важнейшем инструменте достижения устойчивого развития.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

 

на II ступени общего среднего образования

МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наблюдения: маршрутные и площадные, стационарные.

Сравнительный: выявление сходств и различий, классификация, систематизация, оценка, прогнозирование.

Исторический: изучение процессов в динамике для понимания их сущности и прогноза будущего.

Статистический: сбор, анализ и систематизация статистических данных.

Описательный: описание комплекса компонентов географической оболочки.

Картографический: изучение географических объектов при помощи картографических материалов.

 

ИЗУЧЕНИЕ И ОТОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА КАРТЕ И ГЛОБУСЕ

Географические открытия и исследования Земли. Глобус, географические карты, виды географических карт по масштабу, содержанию, охвату территории, план местности. Ориентирование на местности, определение географических координат, чтение географических и топографических карт, измерение расстояний и определение направлений по карте и плану, азимута, использование планов местности в практической деятельности человека.

 

ОБЪЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Природные

Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры. Географическая оболочка и её структурные компоненты. Закономерности развития географической оболочки.

Литосфера

Земная кора, минералы, горные породы. Платформы и подвижные участки Земли. Теория литосферных плит, происхождение материков и океанов. Рельеф и его формы. Типы рельефа. Полезные ископаемые. Особенности рельефа своей местности (краеведческий аспект).

Гидросфера

Основные части гидросферы: Мировой океан и воды суши. Море, озеро, река и их составные части. Подземные воды. Минеральные воды. Болота: низинные, переходные, верховые. Многолетняя мерзлота. Ледники. Особенности  гидросферы своей местности (краеведческий аспект).

Атмосфера

Строение и состав атмосферы. Метеорологические элементы. Тропосфера. Солнечная радиация. Погода и климат. Тепловые пояса. Климатические пояса и области. Климатические особенности своей местности (краеведческий аспект).

Биосфера

Место географии в изучении биосферы. Биосфера, её состав и границы. Биосфера как экологическая ниша человечества и как саморегулирующаяся система географической оболочки. Географическая оболочка. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Биологические ресурсы и их охрана. Особенности почв, растительности и животного мира своей местности (краеведческий аспект).

Социально-экономические

Части света, регионы, страны, области, районы, своя местность. Современная политическая карта мира. Международные организации.

Население мира. Современные демографические тенденции. Демографическая политика. География материальной и духовной культуры. География религий мира. Состав и особенности населения регионов мира. География международных миграций. Урбанизация в современном мире и её социально-экономические и экологические последствия. Качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира. Трудовые ресурсы и занятость населения мира. Особенности структуры и культуры населения своей местности (краеведческий аспект).

Хозяйственная деятельность людей на Земле. Понятие о мировом хозяйстве, этапы его развития. Особенности современной структуры мирового хозяйства. Мировой рынок. Факторы размещения производства. Показатели уровня социально-экономического развития стран. Понятие о мировом рынке. Международное экономическое сотрудничество. Особенности населения и развития хозяйства своей территории (краеведческий аспект).

 

ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Природные

Образование крупных форм рельефа (материков, океанов, гор, равнин). Взаимосвязь внешних и внутренних сил в формировании рельефа Земли. Землетрясения. Сила землетрясений. Сейсмические волны. Области вулканизма и землетрясений. Продукты вулканической деятельности.

Климатообразующие факторы. Типы климата. Распределение атмосферного давления по поверхности Земли. Общая циркуляция атмосферы. Перемещение воздушных масс. Закономерности в распространении ветров. Образование и закономерности распределения осадков.

Движение вод Мирового океана. Волны. Течения. Цунами. Круговорот воды в природе. Солёность. Поверхностный и подземный сток. Образование подземных вод. Распространение и значение болот, многолетней мерзлоты, ледников. Ледники горные и покровные. Движение ледников.

Питание и гидрологический режим рек. Паводок, половодье, межень. Образование озёр. Различие озёр по происхождению. Озёра солёные и пресные; проточные, сточные и бессточные.

Закономерности размещения природных зон. Широтная зональность на равнинах и высотная поясность в горах. Азональность. Образование почв и их основные типы. Зависимость свойств почв от климата и состава. Разнообразие почв и их географическое распространение.

Социально-экономические 

Закономерности размещения природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

Естественное и механическое движение населения. Возрастно-половая структура. Плотность населения. Урбанизация. Формирование городских агломераций. Структура занятости в регионах мира. Разнообразие проявления культуры и особенности религиозного состава населения. Воздействие окружающей среды на образ жизни, традиции, обряды населения. География религий. Межэтнические и межрелигиозные конфликты.

Неравномерность хозяйственного развития территорий. Взаимосвязи

между размещением населения, хозяйством и природными условиями на конкретных территориях. Современные этнические процессы.

Особенности хозяйственной деятельности в различных регионах и странах мира. Факторы размещения хозяйства. Изменение структуры хозяйства в мире. Возрастание формирования и развития международных центров туризма и рекреации. Осуществление международных экономических отношений, новые формы сотрудничества. Интеграция, интернационализация, инвестиции, совместные предприятия, свободная экономическая зона, внешнеэкономическое сальдо, международное разделение труда. Мировой рынок.

Особенности географического положения, природных условий, населения и его хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры наиболее крупных стран и регионов Евразии, Северной Америки, Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

 

АНТРОПОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

Глобальные изменения природы: воздействие хозяйственной деятельности на компоненты природы, влияние природной среды на здоровье человека.

Влияние хозяйственной деятельности на природу: сведение лесов, опустынивание земель, деградация многолетней мерзлоты, мелиорация земель.

Деградация почвенного покрова: истощение почв, заболачивание, почвенная эрозия, засоление почв, перенасыщение химическими удобрениями.

Антропогенные изменения режима и питания рек: загрязнение промышленными и сельскохозяйственными отходами, нефтью.

Загрязнение атмосферы химическими веществами, радионуклидами, парниковыми газами, истощение и разрушение озонового слоя.

 

На III ступени общего среднего образования

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Метод описания – метод составления вербальной характеристики географических объектов и процессов.

Картографический метод – применение географических карт для анализа, познания и прогноза явлений. Включает выяснение закономерностей пространственного размещения явлений, их взаимосвязей, зависимостей и развития.

Сравнительно-географический метод – заключается в сравнении сходных форм физико-географических и экономико-географических явлений и процессов, в противопоставлении их несходным, в сравнении объектов и процессов, существующих или протекающих одновременно, но находящихся на разных стадиях развития.

Географический мониторинг: локальный и региональный географический мониторинг природной среды.

Географическое моделирование: графическое, математическое, компьютерное конструирование географических процессов и явлений.

Географический прогноз: разработка наиболее вероятных результатов развития географической оболочки, демографических ситуаций, решения глобальных проблем человечества;

Геоинформационные системы: область науки и хозяйства, обеспечивающая сбор, обработку, отражение и распространение данных и знаний о территории для их эффективного использования при решении научных и прикладных задач, прогнозирование и управление окружающей средой и территориальной организацией общества.

 

ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ЗЕМЛИ, ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Земля в Солнечной системе. Основные этапы образования Земли как планеты Солнечной системы. Физический мир Земли, её размеры, масса, объём и плотность. Закономерности расположения, очертания контуров материков. Происхождение Земли, её геологическое строение. Минералы и горные породы, их свойства и распространение.

Географическая оболочка, её целостность, формирование и функционирование. Взаимосвязи и взаимодействие компонентов географической оболочки. Внешние и внутренние геологические процессы, приводящие к образованию географической оболочки Земли и формированию минералов и горных пород, их свойств и размещения в пространстве. Роль человека в преобразовании географической оболочки.

Географическая оболочка как природный комплекс, её составные части. Учение о природно-территориальных комплексах. Компоненты и элементы природы. Ландшафт и его структура. Культурные ландшафты. Оптимизация ландшафтов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИИ

Система географических наук. Понятийный аппарат географии. Основные этапы развития географии. Развитие основных географических идей, гипотез.

Становление географической науки. Формирование географического знания в физической географии, социально-экономической географии, картографии. Основные этапы развития географии в Беларуси. Роль географии в развитии современных хозяйственных задач.

Теоретические основы природопользования. Геоэкология.

 

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИИ

Взаимодействие общества и природы на различных этапах общественного развития. Антропогенные воздействия на географическую оболочку. Виды загрязнений и качество окружающей среды.

Окружающая среда и здоровье человека. Сохранение и улучшение окружающей среды человеком. Роль географии в оптимизации взаимоотношений общества и природы.

Глобальные и региональные проблемы человечества. Сущность глобальных, региональных и локальных проблем. Международное сотрудничество и пути решения глобальных проблем.

 

ГЕОГРАФИЯ БЕЛАРУСИ

Особенности географического положения Беларуси. Формирование территории Беларуси.

Природные условия и ресурсы Беларуси. Геологическое строение. Полезные ископаемые. Формирование и особенности рельефа. Влияние хозяйственной деятельности на изменения рельефа.

Климат на территории Беларуси, его влияние на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды Беларуси, их образование и роль в жизни населения.

Размещение основных типов почв по территории страны, меры по сохранению их плодородия.

История формирования и современный состав флоры и фауны, их хозяйственное использование. Географические ландшафты. Освоение территории. Рекреационные ресурсы. Экологические проблемы. Охрана природы. Природное районирование Беларуси. Провинции, округа; физико-географические районы.

Население Беларуси, его динамика и структура. Естественное и механическое движение населения. Депопуляция как важнейшая демографическая проблема. Качество жизни населения. Трудовые ресурсы. Размещение населения и расселение.

Общая характеристика хозяйства. Структура и специализация хозяйства. География производственной сферы. Отрасли промышленности, сельского хозяйства. География непроизводственной сферы. Транспорт и сфера услуг.

Комплексная географическая характеристика областей Беларуси.

Беларусь в мировом сообществе. Модель социально-ориентированной рыночной экономики.

 

ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ

Объект, предмет, структура географической науки. Основные этапы развития географии. Современная география: основные направления развития. Традиционные и новые географические методы исследований.

Физический мир Земли. История развития Земли. Влияние Солнца и Луны на земные процессы. Земля в Солнечной системе.

Географическая оболочка Земли как природный комплекс планетарного масштаба. Характеристика составных частей географической оболочки. Пространственное деление географической оболочки. География природных ресурсов Земли. Прогнозирование экологических ситуаций в географической оболочке.

Территориальная организация общества. Международное разделение труда. География мирового хозяйства. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие мирового хозяйства. География отраслей мирового хозяйства. Условия и факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Концепция устойчивого развития.

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

Учащийся должен

 

знать:

- объект изучения географической науки;

- методы географических исследований;

- исследователей континентов и результаты их работы; путешественников и исследователей, выходцев из Беларуси;

- основные виды географических карт;

- составные части внутреннего строения Земли;

- состав и основные закономерности развития географической оболочки;

- рельефообразующие процессы;

- основные формы рельефа;

- геоморфологические районы Республики Беларусь;

- основные климатообразующие факторы;

- типы воздушных масс;

- составные части  гидросферы;

- солёность вод океанов;

- факторы, влияющие на формирование внутренних вод;

- факторы почвообразования, типы почв;

-зональные комплексы географической оболочки;

- характерных представителей животного и растительного мира своей местности;

- представителей животного и растительного мира своей местности, занесённых в Красную книгу;

- экологические проблемы;

- численность населения земли, крупнейшие народы;

- среднюю плотность населения;

- основные человеческие расы;

- демографическую проблему;

- основные объекты политической карты;

- особенности материальной и духовной культуры населения;

- социальный и профессиональный состав населения;

- численность населения Республики Беларусь;

- основные экологические проблемы и мероприятия по охране природы;

- мировой рынок;

- показатели социально-экономического развития;

- факторы размещения хозяйства:

- основные отрасли хозяйства и их состав;

- структуру хозяйства;

- особенности развитие хозяйства отдельных стран;

 

уметь:

 

называть и показывать:

- маршруты важнейших путешествий;

- экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги, географические полюса,

- линию перемены дат;

- основные тектонические структуры (литосферные плиты, рифтовые зоны, платформы, складчатые области);

- сейсмически опасные территории;

- материки и части света, объекты, характеризующие их географическое положение;

- океаны и крупные моря;

- крупнейшие равнины, горы, действующие и потухшие вулканы, области землетрясений;

- моря, озера, заливы, проливы, течения;

- острова и полуострова;

- области пассатов, муссонов, западного переноса воздушных масс;

- основные части реки и речной долины;

- месторождения полезных ископаемых мирового значения;

- крупнейшие по площади и населению страны мира;

- крупнейшие развитые страны мира;

- мировые религии и районы их распространения;

- крупнейшие города мира и Республики Беларусь;

 

определять (измерять):

- на местности стороны горизонта, расстояния;

- измерять расстояния, определять абсолютные и относительные высоты точек на местности;

- азимут по компасу на местности и по карте;

- географические координаты;

- разницу в поясном времени территорий;

- географическое положение объекта;

- суточную, месячную и годовую амплитуду температур;

 

описывать: 

- географическое положение объектов;

- компоненты ландшафта своей местности: рельеф, климат, почвы растительность, животный мир;

- физико-географические и экономические особенности страны;

- природный объект (по выбору учащегося: горную страну, равнину, реку и т. д.);

- облик природной зоны;

- стихийные явления природы, связанные с геологическими явлениями, климатом, водными массами;

- особенности культуры и религий отдельных народов;

- облик городов с разными функциями;

- одну из отраслей мирового хозяйства;

- по климатическим картам особенности распределения на поверхности Земли температур и осадков;

- природу, население, хозяйственную деятельность, экологические проблемы материков, отдельных стран, своей местности (краеведческий аспект);

 

объяснять:

- образование и изменение форм рельефа Земли;

- различия в климате территорий, связанные с положением по отношению к экватору, влиянием течений, высотой места над уровнем моря, направлением горных хребтов и преобладающих ветров;

- возникновение ветра, изменение его силы;

- образование атмосферных осадков;

- образование подземных вод, источников и их использование;

- образование течений Мирового океана, приливов и отливов, движений вод океана;

- особенности питания и режима рек;

- различия в плодородии почв;

- различия растительного и животного мира территорий;

- образование атмосферных фронтов;

- особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, в различных отдельных странах и материках;

- особенности культуры населения отдельных стран и **своей местности;

-направления миграций и их причины;

- различия в расовом и национальном составе населения;

- сущность рационального и нерационального природопользования на примере своей местности (краеведческий аспект);

прогнозировать: 

- изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

- взаимоотношения людей с различными особенностями культур, вероисповеданий;

- демографическую ситуацию в Республике Беларусь;

- тенденции развития экологической ситуации в Республике Беларусь;

 

применять знания:

- разрабатывать маршрут движения по карте и на местности;

- пользоваться картографическими источниками географической информации для решения простейших производственных и бытовых задач;

- пользоваться синоптической картой, публикуемой средствами массовой информации, агроклиматическими справочниками с прикладной целью;

- выделять главное в характеристике объекта (природного, хозяйственного) при охвате многих или всех его сторон;

- анализировать события, явления, факты социально-экономической направленности с целью формирования собственного мнения, составления прогноза;

- применять природоохранные знания в повседневной деятельности;

- пользоваться средствами географической информации;

- формировать представления на основе географической информации об условиях работы и быта человека в различных районах Земли;

- осуществлять самостоятельное осмысление ситуаций, явлений, фактов, информации, вырабатывать своё отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;

- производить анализ, синтез географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать аргументированные выводы;

- чётко и ясно излагать свою точку зрения на географические проблемы, понимать и ценить другую точку зрения, стремиться к достижению согласия в условиях различных взглядов и убеждений;

- стремиться к самообразованию, самосовершенствованию, самоорганизации посредством приобретения географической грамотности;

- при выполнении воинских обязанностей.

 

4.2. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

 

Учащийся должен

 

знать:

- основные этапы развития географической науки и методы географических исследований; сущность географического мониторинга, эксперимента и прогноза;

- целостность и неоднородность Земли как планеты в пространстве и во времени, многообразие современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

- сущность характера и динамики главных природных, экономических, социальных, геополитических процессов и явлений;

- основные виды картографических проекций и искажений на них; классификацию карт, элементы оформления карт;

- состав и свойства географической оболочки, основные этапы развития географической оболочки, особенности круговорота веществ и энергии, географической зональности и азональности;

- структуру и свойства природно-территориального комплекса (ПТК), ландшафтов; особенности культурных ландшафтов;

- классификацию природных ресурсов и их характеристику; особенности географии природных ресурсов;

- факторы, оказывающие влияние на современное распространение растений и животных; отличие понятий «флора», «фауна», «растительность», «животный мир»;

- факторы и процессы почвообразования, классификацию и географию почв;

- сущность понятий «природопользование», «рациональное природопользование»; роль географического комплексного подхода в решении проблем природопользования; обоснование рационального природопользования и охраны природных компонентов;

- географические особенности естественного движения населения; сущность демографической ситуации и типы возобновления населения; классификация народов мира; уровни и темпы урбанизации в мире и в отдельных регионах; основные виды миграций.

- состав современного мирового хозяйства, факторы и условия его формирования, тенденции его развития на современном этапе;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориальное деление Республики Беларусь;

- особенности природы Республики Беларусь; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по сохранению природы;

- состав, особенности населения и развития экономики Республики Беларусь, факторы и условия размещения основных производств;

 

уметь:

- анализировать и обобщать различные источники географической информации;

- анализировать карты, выполненные в разных картографических проекциях;

- составлять простейший географический прогноз; характеризовать современные методы географических исследований;

- устанавливать связи между внутренним строением Земли и рельефом; раскрывать особенности развития оболочек Земли, взаимосвязи между ними; осмысливать геологическую историю; раскрывать взаимосвязи между геологическим строением и размещением полезных ископаемых;

- раскрывать взаимосвязи между компонентами географической оболочки: между факторами внешней среды и распространением растений и животных, объяснять причины различий высотной зональности горных систем; анализировать общие закономерности развития географической оболочки; давать описание растительности и животного мира своего края;

- изучать и описывать ПТК, делать сравнительную характеристику двух элементарных природных комплексов; давать обоснования рационального использования и охраны природных комплексов;

- описывать природные ресурсы и их состав; объяснять географию природных ресурсов; определять эффективность природопользования; приводить доказательства рационального природопользования; давать оценку обеспеченности страны природными ресурсами;

- характеризовать демографическую ситуацию в странах различного уровня социально-экономического развития: применять статистические показатели при характеристике населения отдельных регионов (стран); анализировать графики, таблицы, карты для сравнения различных характеристик населения; проводить сравнительную характеристику основных демографических показателей в мире и отдельных регионах;

- характеризовать страны по размерам территории, численности населения, национальному составу, географическому положению, экономическому развитию; составлять сравнительную характеристику геополитического положения двух стран; объяснять причины и факторы изменения политической карты мира;

- оценивать географическое положение как фактор экономического развития; анализировать происходящие в мире на разных уровнях процессы интеграции, глобализации, обобщать и делать выводы; характеризовать экономические отношения между странами; анализировать и объяснять, происходящие под влиянием НТР изменения в сфере материального производства, науке, быте и др.; описывать влияние НТР на мировое хозяйство; анализировать основные этапы и пути устойчивого развития; взаимосвязь устойчивого развития и НТР;

- строить и анализировать картодиаграммы, графики, отражающие развитие и размещение отраслей промышленности, сельского хозяйства, делать выводы; использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения производства; выявлять особенности региональных транспортных систем;

- описывать взаимодействие общества и природы на различных этапах общественного развития; определять качество окружающей среды на основании наблюдений за объектами, процессами, явлениями, а также количественных характеристик состояния отдельных компонентов природы; давать характеристику глобальным проблемам человечества; устанавливать связи между ними; описывать основные направления природоохранной деятельности; объяснять роль географической науки в решении экологических проблем;

- соблюдать нормы и правила нравственного и экологического императивов; непримиримость к созданию экологически опасных проектов и сооружений на территории своего района, Республики Беларусь, различных стран мира;

- характеризовать этапы развития природного или экономического явления или процесса с целью обобщения и понимания ситуации, явления;

- использовать знания, направленные на формирование системы ценностных ориентаций, определяющих социальную позицию человека и отражающих экологические, культурно-географические  и национальные традиции; основные географические понятия, законы и теории, предполагающие различную глубину их освоения, для дальнейшего выбора профессии;

- применять простейшие приёмы анализа статистических данных о природных объектах, хозяйстве и населении, сравнивать показатели по материалам своего населённого пункта (района) с показателями области (республики, страны), изменении их во времени;

- понимать социальную обусловленность взаимодействия природы и общества, зависимости качества жизни от качества окружающей природной среды, истоки современных социально-экологических проблем и пути их разрешения;

- проявлять с помощью знаний по географии социальную активность в развитии и становлении здорового образа жизни;

- уметь логично и целостно выразить точку зрения по обсуждаемым вопросам, касающимся географических знаний с целью доказательства;

- чётко и ясно излагать свою точку зрения на демографические, экономические, экологические проблемы, уметь слушать другие точки зрения, стремиться к достижению согласия в условиях различных взгл