Get Adobe Flash player
Исследовательская деятельность как средство развития младших школьников

Ребенок требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

К.Д.Ушинский

Современная  начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В  школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать  способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование – это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности.

Идеи исследовательского метода обучения появились в педагогике в последней трети XIX века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич в России, химик Армстронг, естествоиспытатель Т.Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшуюся у разных педагогов эвристическим, опытно – испытательным, методом лабораторных уроков, исследовательским подходом и т.д. При реализации исследовательского метода обучения у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельной перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.

Русский педагог, методист, профессор Б.В.Всесвятский отмечал, что в исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом.

Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на   базе  исследовательского   поведения.

Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире. Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации».

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия.

Виды учебно-исследовательской деятельности школьников

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя». В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).

Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод  обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают  углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. Внеклассная работа – научное общество учащихся (НОУ) – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с НОУ других школ.

Школьное научное общество

Одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности школьников является создание и дальнейшее развитие научного общества учащихся (НОУ).

Детское школьное научное общество – добровольное творческое объединение  учащихся, совершенствующих свои знания в определенной области. Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллектуального и культурного уровня, углублению знаний, приобретению умений и навыков исследовательской деятельности.

Научное общество учащихся младших классов «Пирамида» было образовано в 2007 году. НОУ имеет свой Устав, эмблему, гимн. Стать членом НОУ могут ученики 3-4 классов, проявляющие познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.

 

piramidaПирамида в качестве эмблемы была выбрана не случайно. В древнем мире пирамиды были одним из чудес света. Вершина пирамиды символизирует высшие достижения.  Пирамида, сложенная из книг, - это движение вверх, по ступенькам знаний. А знания делают человека сильным и успешным.

Задачи школьного научного общества:

  •  выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
  •  раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению опытно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
  •  проведение элементарных исследований, имеющих практическое значение;
  •  разработка  и  реализация учебных  исследовательских проектов;
  •  пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства, расширение кругозора учащихся;
  •  включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

 

Направления работы НОУ:

  •  включение в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их познавательными интересами;
  •  обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры учебного исследования;
  •  организация индивидуальных консультаций в ходе учебного исследования учащихся;
  •  рецензирование учебно-исследовательских работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  •  подготовка, организация и проведение практических конференций, дней науки, интеллектуальных турниров.

Работа НОУ осуществляется по трем основным блокам:

1. обучающая деятельность;

2. исследовательская деятельность;

3. представительская деятельность.

 

Обучающая деятельность – это тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Цель занятий: развитие познавательной активности, исследовательских способностей и творческого мышления  школьников. В качестве ориентиров выступают: опора на собственный опыт ребенка; обучение в действии; побуждение к наблюдению и экспериментированию.

К исследовательским относятся  следующие умения:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  •  давать определения понятиям;
  •  классифицировать;
  •  наблюдать;
  •  проводить эксперименты;
  •  делать выводы и умозаключения;
  •  структурировать материал;
  •  доказывать и защищать свои идеи.

На первом занятии школьники знакомятся с историей научных открытий, узнают о великих ученых-исследователях. На последующих занятиях дети учатся определять проблемы, выдвигать гипотезы, работать с текстовой информацией, анализировать проблемные ситуации, составлять план исследования, проводят наблюдения и опыты.

 

Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При   организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана   в  сфере  науки   за последние  несколько  столетий. Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:

  •  мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
  •  определение примерной темы работы;
  •  выбор объекта исследования;
  •  постановка цели  и задач исследования;
  •  формулировка рабочей гипотезы (гипотез);
  •  выбор методов проведения исследования;
  •  поиск и изучение литературы по выбранной теме;
  •  планирование и выполнение собственных исследований;
  •  анализ полученных результатов, формулирование выводов;
  •  подготовка отчета о проделанной работе;
  •  публичная защита работы.

 

Понятийный аппарат исследования

Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы  собственно  и начинается исследование.

Тема – это область исследования. Название темы отражает содержание  работы и должно быть лаконичным.

Объект исследования – что именно в этом мире  мы исследуем (например: человек, космические тела, продукты питания, вода и т.д.).

Цель - это  формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить…, установить…, выяснить…, уточнить…, разработать. Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель.

Задачи – это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели (что нужно сделать, чтобы решить проблему исследования). Формулируя задачи, мы фактически составляем программу исследования.

Гипотеза – предположение, которое требует проверки. Гипотеза записывается при помощи следующих речевых оборотов: можно предположить …;  если …, то …;  предполагается, что …; так…, как… . Гипотеза должна быть проверяемой, логически непротиворечивой, соответствовать фактам действительности. В ходе исследования она либо подтверждается, либо опровергается.

Метод – способ достижения цели, с помощью чего мы будем исследовать (например: анализ, опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение, количественная обработка данных и т.д.).

 

Учеников начальной школы интересуют  различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Железная дорога – полезное изобретение», «Кто живет на Луне?», «1+1=…1»  (работа о гибридах), «Фитонцидные свойства комнатных растений», «Есть ли рыцари в наши дни», «Вода-невидимка», «Не верь глазам своим» (работа об оптических явлениях), «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль ».

При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.

2. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.

3.Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.

Работы, выполненные школьниками, носят эмпирический или теоретический характер. При выполнении эмпирических работ ученики проводят собственные наблюдения и эксперименты. Теоретические работы связаны с изучением и обобщением фактов, содержащихся в разных теоретических источниках.

 

Представительская деятельность выражена такими формами как школьные научные конференции, городские конкурсы исследовательских работ младших школьников, интеллектуальные турниры, выступления на родительских собраниях.  Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.

Школьная конференция «Юный исследователь» проводится ежегодно в конце февраля и ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 4-ти человек).

Задачи конференции:

1.  Развитие интереса школьников к  исследовательской деятельности.

2. Формирование и развитие информационной культуры школьников, важнейших  исследовательских и коммуникативных компетенций.

3.   Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

4.   Содействие формированию у детей научной картины мира.

Каждый участник конференции получает диплом, а лучшие работы выдвигаются для участия в городском конкурсе. Все материалы  участников  конференции (на бумажных и электронных носителях) передаются в банк исследовательских работ учащихся при методическом кабинете школы. На городских  конкурсах  исследовательских работ младших школьников шесть  работ  учеников-членов  НОУ «Пирамида»   были отмечены дипломами I, II, III степени.

 

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, развитием познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Исследовательская деятельность – это один  из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству.   Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.

 

Список использованных источников:

1. Обухов, А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы / А.С.Обухов // Школьные технологии. – 2007. - №1. – С.73-81.

2. Савенков, А.И.  Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И.Савенков - М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

 

И.А.Вадневская, учитель  СШ №20 г. Орши,

руководитель НОУ «Пирамида»

 

 

                                                                                                        

 

 

Участники школьной конференции «Юный исследователь - 2010»

скачать статью

knopka